ГСУ Следственного комитета РФ расследует уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере, центральной фигурой в котором является бывший владелец банков «Глобэкс», «Российский кредит» и «М Банк» Анатолий Мотылев. Следствие считает, что экс-банкир выдал заведомо невозвратный кредит на 700 миллионов, а потом сбежал с деньгами.
Вообще Анатолия Мотылева называют «могильщиком» сразу четырех банков и семи НПФ. Однако в данном эпизоде речь идет конкретно о хищениях из «М Банка». Схему выяснили журналисты, получившие в свое распоряжение подтверждающие документы. Выдачу заведомо невозвратного кредита Мотылев, как полагают в СКР, организовал не один, а в паре с сообщницей – некой Ольгой Ивановой – и помощниками, которые в деле проходят пока что как «неустановленные лица».
Дело было весной 2014 года. «М Банк» структуры, аффилированные с Мотылевым, приобрели в сентябре 13-го. Второй банк, задействованный в схеме, – это «Российский кредит», в котором Анатолий Мотылев занимал президентский пост. Старт операции по выводу денег дала Иванова, открыв в «Российском кредите» счета для трех фирм-однодневок. ООО «Аликанте», «ЛигалВерсия» и «Медиа резерв» никакой финансово-хозяйственной деятельности не вели, а созданы были специально как фирмы-прокладки. Чтобы придать им солидность, к делу был привлечен генеральный директор ООО «Брокерские и депозитарные услуги»
Станислав Маркеев. Его рекомендательное слово для банка прозвучало весомо и убедительно, и 700 миллионов рублей ушли – якобы на приобретение высоколиквидных ценных бумаг.
Позже Маркеев сумел убедить и руководство брокерской компании в том, что деньги следует перевести компании «Универ капитал», а это ООО моментально перевело их другой компании, «Анект», оторая купила у упомянутой выше «ЛигалВерсии» 25 векселей ООО «Аликанте» за 686 миллионов. По сути, приобретены были пустые бумажки. Зато в сжатые сроки, всю операцию провернули за два дня.
Действие кредитного договора было пролонгировано Станиславом Маркеевым с увеличением годовой ставки до 17%. «Брокерские и депозитарные услуги» погашали кредит в течение года, а затем обязательства перешли к «ЛигалВерсии». Решение об этом принял лично Анатолий Мотылев, у которого была доверенность председателя правления банка-кредитора (сама глава правления, кстати, понятия не имела, что творит президент банка у нее за спиной).
В виновности Маркеева, правда, не уверена на данный момент даже сама Генпрокуратура – возможно, он действительно не был в курсе общего плана и, взяв кредит, не имел умысла на хищение. По словам представителя прокуратуры, Маркеев добросовестно откликался на все вызовы на допросы и давал подробные показания – так что брать его под арест, в общем-то, даже не было оснований.
В июле 2015-го Центробанк отозвал у «М Банка» и «Российского кредита» лицензии: банки оказались должны своим клиентам 38 и 126 миллиардов рублей. А в Главное следственное управление поступило заявление Агентства страхования вкладов, на основании которого возбудили уголовное дело. Главными фигурантами стали Анатолий Мотылев, Ольга Иванова и Станислав Маркеев. «Подручные» до 31 октября находятся под арестом, а вот Мотылев заблаговременно успел выехать за границу. Уголовное дело в отношении него было возбуждено заочно (ч. 4 ст. 159 УК – мошенничество в особо крупном размере). Бывшего банкира весной этого года объявили в федеральный розыск, а его имущество в РФ арестовали – чтобы хоть как-то возместить нанесенный «М Банку» ущерб.
Однако в Агентстве страхования вкладов уже подсчитали: даже если продать все российские активы Мотылева (несколько квартир и земельные участки в Одинцовском районе Подмосковья), этого не хватит даже на пятую часть ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам. Но и это имущество Мотылев, утверждающий, что он не виновен, пытается отсудить обратно. Дистанционно, из Лондона. И апелляционная инстанция Мосгорсуда его иск даже частично удовлетворила.
Между тем, главным действующим лицом некрасивых, но связанных с большими деньгами историй Анатолий Мотылев становится не впервые. В 2008 году государству пришлось санировать учрежденный Мотылевым Внешэкономбанк (80 миллиардов рублей). Год спустя Мотылев учредил АМБ-банк, еще через три года – купил «Российский кредит», а за ним – банк «Тульский промышленник» и «М Банк». Деятельность Мотылева, как напоминает «Коммерсант», активно критиковал
Дмитрий Тулин, сегодня занимающий пост первого зампреда Центробанка. По его мнению, Анатолий Мотылев – это «чемпион по накручиванию финансовой отчетности».
Надо полагать, критиковал за дело: принадлежавшие Мотылеву негосударственные пенсионные фонды «Солнце. Жизнь. Пенсия», «Солнечное время», «Адекта-Пенсия», «Уралоборонзаводский», «Защита будущего», «Сберегательный фонд «Солнечный берег» и «Сберегательный» лишились лицензий (а это 60 миллиардов рублей и около 1,38 миллиона россиян, отдавших свои в управление свои пенсионные накопления), а банки, принадлежащие Мотылеву, в 2015 году, по данным АСВ, не досчитались 80 миллиардов.