Чемодан на Красной площади довел Louis Vuitton до убытков

Источник
По итогам 2013 года ООО «Луи Вюиттон Восток» получило первые убытки за время работы в России. Резко выросли «коммерческие расходы».
В Париже этой осенью разгорелся скандал с эпатажной огромной новогодней елкой, установленной на Вандомской площади в самом центре Парижа — конструкция высотой 24,4 м многим напомнила продукцию секс-шопов. На этом фоне московские власти подарили Парижу 25-метровую живую елку, ее установили напротив собора Парижской Богоматери. «Известия» решили выяснить финансовые результаты, к которым привело скандальное размещение на Красной площади павильона в виде чемодана, который спровоцировал скандал в ноябре-декабре 2013 года. Оказывается, российская «дочка» LVMH Group (Louis Vuitton Moët Hennessy) — ООО «Луи Вюиттон Восток» — завершила прошлый год с убытком, впервые за все время ее работы в России.

По данным базы СПАРК, чистые убытки «Луи Вюиттон Восток» за прошлый год составили 1,6 млн рублей, против 288 млн рублей чистой прибыли в 2012 году. При этом выручка компании, напротив, значительно выросла: с 3,38 млрд рублей в 2012 году до 3,77 млрд в прошлом (+12%).

В отличие от российской компании отчетность LVMH Group за 2013 год демонстрирует позитивную динамику: чистая прибыль составила €3,94 млрд (+1%), выручка — €29,15 млрд (+4%). Почти 30% доходов принес азиатский рынок, на втором месте США (23%), Европа на третьем месте — 19%.

Скандал с чемоданом разразился в ноябре 2013 года. Тогда на Красной площади в Москве установили огромный павильон модного дома Louis Vuitton в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 120-летию ГУМа: готовилась благотворительная выставка «Душа странствий». Чемодан высотой 9 м и длиной 30 м вызвал широкий общественный резонанс и массу коррупционных подозрений, а эксперты хвалили достаточно успешную маркетинговую кампанию, узнаваемость бренда действительно выросла.

Росреестр заявил, что павильон установили с нарушением земельного законодательства. В то же время Михаил Куснирович, владелец компании Bosco di Ciliegi, арендующей ГУМ, говорил, что установка павильона была согласована «с префектурой, городскими властями, федеральными властями». Представители мэрии и Управделами президента настаивали, что заявок от ГУМа не было. Прибыль от выставки ручной клади организаторы намеревались передать в благотворительный фонд Натальи Водяновой «Обнаженные сердца». Но выставка, которую хотели открыть 2 декабря, так и не состоялась, а Louis Vuitton и ГУМ обвинили в нарушении КоАПа («Самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования») и наложили штраф в размере 10 тыс. рублей. Год назад чемодан демонтировали.

Компания не раскрывала затраты на установку павильона и его демонтаж — возможно, именно ими можно объяснить полученные французской компанией убытки. Косвенно это предположение подтверждают данные из отчетности: коммерческие расходы «Луи Вюиттон Восток» в 2013 году составили 1,5 млрд рублей, что на 50% выше, чем годом ранее. Но эксперты считают, что собственно установка чемодана едва ли могла сформировать убытки.

— Установка чемодана не тот фактор, который мог бы повлиять на отчетность компании, — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — Дополнительные 600 млн рублей — это расходы на маркетинг и дистрибуцию, которые и оказали давление на показатели рентабельности. Отрицательный финансовый показатель за 2013 год не критичен для этой крупной компании. Себестоимость выросла на 13%, и доля себестоимости в выручке составила около 55% — это примерно наполовину процентного пункта выше, чем в 2012 году. Рентабельность также увеличилась более чем на 1 процентный пункт. Можно отметить, что давление на рентабельность оказало увеличение коммерческих расходов.

По словам Анны Лебсак-Клейманс, гендиректора Fashion Consulting Group, история с чемоданом принесла компании дополнительный пиар.

— Этот чемодан-выставка путешествовал по многим мировым столицам, и такая странная реакция на выставку в Москве стала скорее информационным поводом к пиару и частому упоминанию названия компании в десятках СМИ, — отмечает собеседница. По ее оценкам, увеличение расходов компании связано, скорее всего, с открытием новых бутиков, в том числе в олимпийском Сочи.

По мнению опрошенных экспертов, компании в luxury-сегменте продолжат инвестировать в российский рынок значительные средства в отличие от представителей массовых брендов, которые сокращают свое присутствие. В «Луи Вюиттон Восток» не смогли представить оперативный комментарий.

Louis Vuitton специализируется на производстве люксовых чемоданов и сумок, модной одежды и аксессуаров. В настоящее время компания является частью международного холдинга LVMH (Louis Vuitton Moët Hennessy). У Louis Vuitton пять собственных магазинов в России: два — в Москве, по одному — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Сочи.
Персоны
Успенский уводит Чебурашку от бывшей жены
Эффективный способ скрыть активы от малоактивного миноритария — отдать старую компанию под слияние, а имущество перевести на новое юрлицо.