Успенский уводит Чебурашку от бывшей жены

Источник
Эффективный способ скрыть активы от малоактивного миноритария — отдать старую компанию под слияние, а имущество перевести на новое юрлицо.
Столичное ООО «Чебурашка», которое контролирует Эдуард Успенский и на которое были зарегистрированы товарные знаки «Чебурашка», «Простоквашино», «В нашу гавань заходили корабли» и многие другие, реорганизуется. Как следует из данных Единого госреестра юрлиц, эта компания вливается в состав ООО «Артель», зарегистрированного в Приморье. По мнению экспертов, таким образом осуществляется просто ликвидация предприятия — ведь сами товарные знаки переведены на новое одноименное ООО «Чебурашка». Бывшая супруга Успенского Элеонора Филина тоже констатировала, что таким образом ее пытаются лишить прав на Чебурашку.

Помимо «Чебурашки» в новую структуру войдет целый ряд небольших компаний с самой разной специализацией — «АМС-Аметист», «Страховой брокер «Веди», «Спецмонтажстрой» и другие. Юрист Эдуарда Успенского Константин Леонтьев отказался комментировать реорганизацию, заметив только, что все делается для оптимизации деятельности ООО.

ООО «Чебурашка» было зарегистрировано в 1995 году и занималось предоставлением лицензий на использование товарных знаков, созданных Успенским. Компания принадлежит на 70% Эдуарду Успенскому, еще по 15% у 52-летней бывшей жены писателя Элеоноры Филиной и Юрия Успенского (брат).

— Это классический способ ликвидации предприятия. Объявлять о банкротстве, официально закрывать ООО — это достаточно долгий и трудоемкий процесс. Есть другой путь. Компания просто переходит в состав нового ООО, как правило, зарегистрированного другом регионе, и сливается с ним. Эта схема грязная, но более простая, — пояснил президент Первой патентной компании Анатолий Аронов. По его оценке, таким образом ликвидировать компанию в среднем стоит 50–60 тыс. рублей.

В апреле 2012 года было зарегистрировано еще одно ООО «Чебурашка». В нем 70% тоже принадлежат 76-летнему писателю, оставшиеся 30% — Александру Зубареву, это продюсер и официальный представитель писателя. Зубарев отказался от комментариев.

Новую компанию зарегистрировали спустя несколько месяцев после того, как было официально объявлено о разводе Эдуарда Успенского и Элеоноры Филиной. После создания нового ООО на него стали переводить товарные знаки. Так, в прошлом году были поданы новые заявки на регистрацию товарных знаков «Чебурашка», «В нашу гавань заходили корабли», «Дядя Федор», «Матроскин». Например, товарный знак «Деревня Простоквашино» был передан новому ООО «Чебурашка» в августе 2013 года. Кстати, этот знак по классу молочных продуктов с 2004 года уступлен по договору Keynes Investments Limited — через эту кипрскую фирму молочный холдинг «Юнимилк» управляет частью своей интеллектуальной собственности. Марка «Простоквашино» по ряду классов тоже переоформлена на новое ООО «Чебурашка» в апреле 2013 года.

Все это позволит Успенскому после ликвидации старого ООО сохранить за собой бренды. В качестве причины, по которой была использована такая схема, юристы называют желание лишить старых партнеров возможности получать прибыль от использования брендов.

— Видимо, таким образом Успенский решил лишить меня прав на «Чебурашку». Он использовал разные способы. Наверное, этот оказался наиболее действенным, — сказала «Известиям» Элеонора Филина. Она известна как ведущая телепередачи «В нашу гавань заходили корабли».

При этом, как отметила собеседница, после развода она уже не следила за делами ООО, хотя по-прежнему стоит в списке собственников. Можно отметить, что Успенский и Филина были официально женаты с 2005 по 2011 год (третий брак писателя), то есть Чебурашка (1966) и прочие персонажи не являются «совместно нажитым имуществом». С Юрием Успенским связаться не удалось.

— Если бы предприятие закрывали официально, например в связи с банкротством, то тогда надо было бы делить активы между совладельцами — оценивать все бренды и распределять прибыль от них соответственно долям. Также если бы просто перебросили товарные знаки и сохранили компанию, то был шанс, что совладельцы могли бы высказать претензии. А так компания просто исчезает путем слияния, и предъявлять претензии уже никто не сможет, — добавил Анатолий Аронов.

Как отметила Наталья Золотых, глава патентной компании Transtechnology, стоимость товарных знаков, зарегистрированных на ООО «Чебурашка», оценить невозможно.

— Для этого нужна информация о размерах продаж товаров под этими брендами, оговоренной сумме лицензионного соглашения в каждом случае. Все эти данные закрыты, поэтому даже приблизительно оценить никто не сможет, — сообщила она.

Опрошенные эксперты в целом считают, что качество менеджмента семейством брендов «Чебурашки» оставляет желать лучшего — они считают, что нет системности и работу с этими франшизами по внешним признакам едва ли можно назвать эффективной. Персонажей Успенского знают все, а дистрибуция той же сувенирной продукции практически отсутствует. Известно, что Чебурашка-персонаж очень популярен в Японии, но платят ли японские компании за использование бренда: сколько, в каких странах вообще платят — представитель Успенского Константин Леонтьев на эти вопросы отвечать отказался — коммерческая тайна.

Молочная продукция «Простоквашино» — пожалуй, самый успешный пример коммерциализации наследия Успенского. Если роялти, то есть лицензионные отчисления от «Юнимилка», носят регулярный характер, то, скорее всего, они выше, чем от Bosco Михаила Куснировича — хотя бы в силу более масштабного использования бренда «Простоквашино». Условия работы ООО «Чебурашка» с поставщиком одежды Bosco стали достоянием общественности после того, как в 2012 году спор о размере выплат привел партнеров в суд. Как следует из материалов дела, в 2011 году эта сумма составила $25 тыс., а в 2012-м — $100 тыс.

Успенский чаще ссорился с крупными лицензиатами. Так, не сложились отношения с кондитерским предприятием «Красный Октябрь» — в 1990-х компания получила товарный знак «Чебурашка». Успенский предложил ей класть в коробки конфет «Чебурашка» одноименную семейную игру. «Красный Октябрь» отказался, после чего писатель обратился в суд — тот признал, что автор Чебурашки должен получать проценты от продаж конфет. В итоге фабрика свернула их производство. В разное время Успенский получал отчисления, например, от производителей детской жевательной резинки «Кот Матроскин», сети екатеринбургских магазинов «Матроскин», производителей наполнителя для кошачьих туалетов «Матраскин» и многих других компаний, использующих придуманные им образы.