Как сообщает корреспондент The Moscow Post в Бурятии, за хищение в размере 67 млн рублей из Новосибирского авиаремонтного завода (НАРЗ) осужден экс-зампред правительства Бурятии Алексей Мишенин, который возглавлял его в 2011–2015 годах. Вместе с ним приговор получил преемник Мишенина Юрий Липатников. Фигурантами расследования стали еще пять человек, имена которых не называются. НАРЗ входит в структуру холдинга "Вертолеты России", он – в контур "Ростеха", управляемого Сергеем Чемезовым.
Как пишет "Коммерсант", в 2016 году НАРЗ заключил с некоей компанией "Аэротех" контракт на разработку технологической документации по ремонту вертолетов Ми-171 Ш. Выяснилось, что все работы по нему фактически выполнили сотрудники НАРЗа, а украденные деньги были обналичены.
Приватизация – как хобби
НАРЗ, а точнее его материнская фирма не впервые фигурирует в спорной ситуации – еще в 2014 году холдинг "Вертолеты России" выкупил ГУП "Севастопольское авиационное предприятие". Как пишет "Версия", якобы с единственной целью – забрать себе прибрежную землю ГУП и организовать там кластер элитного жилья для высокопоставленных сотрудников корпорации, а до самого производства новым владельцам дела нет и, скорее всего, его вообще уберут с этой территории.
Эти опасения подтвердились, когда большинство рабочих уволили и сократили и руководство завода, в которое входили, в том числе, люди с большим опытом. На место гендиректора был назначен якобы близкий к руководству холдинга Алексей Толмачев.
Кстати, за два года после приватизации, завод отремонтировал всего два воздушных судна – видимо, непосредственная деятельность конторы не так интересовала руководство "Вертолетов России". Кроме того, в сооружения, ранее предназначавшиеся для рабочих, "переехали" новоиспеченный директор и его приближенные – пишет "Версия".
В 2020 году министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров объявил о том, что завод перенесут на отдельную площадку – об этом писало РИА 82. "Удочка" на такой исход была закинута еще в 2014, когда Толмачев заявил о том, что видит несоответствие расположения завода своему инженерному взгляду – писала "Версия".
Интересно, что финансовое состояние холдинга тогда было далеко не стабильным – как пишет "Версия", падение объемов производства уже вошедших в холдинг предприятий по итогам 2015 года составляло до 60% от прежних показателей, и тем не менее севастопольские правительственные чиновники с превеликим удовольствием отдали завод из госсобственности частникам "с целью его дальнейшего развития и укрепления".
Как с гуся вода
Но вернемся к ситуации вокруг НАРЗ, которому, кстати, тоже предрекают скорый переезд. По крайней мере мэрия Новосибирска уже утвердила проект планировки северной части города, где сейчас располагаются мощности завода.
Но интереснее другое, известно, что из ростеховской дочерней структуры куда-то "утекло" 67 млн рублей, известно, через какую компанию, но почему-то ничего не слышно про соратников Мишенина "с другой стороны". "Аэротех" продолжает спокойно функционировать, ее гендиректор не менялся с августа 2007 года, финансовый директор – с декабря 2014.
В 2021 с ней было заключен контракт на поставку самолетного оборудования со стороны Федерального государственного бюджетного учреждения "Специальный летный отряд "Россия" управления делами Президента Российской Федерации" (ФГБУ "СЛО "Россия"). Аналогичный контракт был и в 2019 году. В 2018 фирма получила 4 млн от "Войсковой части 3732" (структура Росгвардии).
Интересно, что история, связанная с выводом денег из НАРЗ, подчищена. Зато в глаза бросается контракт стоимостью в 304 млн рублей на капитальный ремонт вертолета Ми-26Т, заключенный МЧС в 2017 году с конторой, как с единственным поставщиком. Спустя буквально день он был расторгнут, как указано на сайте Госзакупок, по соглашению сторон. Испугались или кто пожаловался? Интересно, что по тогдашнему курсу стоимость вертолета не намного превышала цену, которую МЧС заложила в его ремонт (около 370,5 млн рублей стоил Ми-26Т).
Учредителями "Аэротеха" являются Сергей Ильин, Вадим Баженов и Майя Смирнова. Баженов, как оказалось, является сыном учредителя АО "Вертолетно-инновационная промышленная компания" (ВИК) Анатолия Баженова. Он известен тем, что в 90-е вместе с начальником отдела маркетинга и сбыта Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ)по производству модификаций вертолетов "Миля" Леонидом Белых приватизировал У-УАЗ.
Коллеги продолжили наращивать мощности, забрав себе под контроль чуть позднее ЗАО "Улан-Удэнский лопастной завод", ОАО "Улан-Удэнский авиаремонтный завод", ООО "Электромашина", ООО "Окна лопастного завода", не обошлось и без вышеупомянутого "Аэротеха". Все эти компании были непрофильными активами У-УАЗ – писала GAZETA-N1.RU.
Здесь же вновь фигурирует личность главы Минпромторга Дениса Мантурова – в годы "передела" У-УАЗ, он был заместителем гендиректора завода при Белых. К нему мы еще раз вернемся чуть позже.
Кстати, ВИПК до сих пор функционирует. Причем, есть две компании – зарегистрированная в 2002 и 2021 году – в обоих фигурирует фамилия Анатолия Баженова. Некогда вертолетный холдинг теперь в том числе заказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств марки MERCEDES-BENZ. Интересно, что на сайте Госзакупок информации о контрагенте нет.
Со своей же стороны оказывает услуги по "приобретению жилой квартиры" для комитета по имуществу, землепользованию и градостроительству Селенгинского района Бурятии.
Держателем реестра акционеров "обновленной" ВИК 2021 года является АО "ВТБ Регистратор". Получается, в доле глава корпорации ВТБ Андрей Костин?
Завод закреплен за ВИК, зарегистрированном еще в 2002 году. Но, как было сказано выше, есть и другое АО ВИК, зарегистрированное в 2021 году. И вот он, в свою очередь, входит в контур ВТБ, управляемый Андреем Костиным. Это крайне странно - зачем нужен этот клон?
Как утверждают злые языки, якобы ему в собственность могут передать площадку завода для дальнейшей застройки. У ВТБ есть дочерняя группа "Галс Девелопмент" - одни из крупнейших застройщиков страны. И структура явно будет заинтересована таким хорошим активом.
Логично предположить, что территорию завода банально продадут, а часть прибыли может осесть в карманах ростеховских руководителей. И как тут не вспомнить слова Дениса Мантурова, что на месте НАРЗ может появиться новый ЖК. А что насчет стратегического предприятия - его не жалко?
В начале двухтысячных возглавляемый Сергеем Чемезовым "Оборонпром", то входит в структуру У-УАЗ, решил создать "Вертолеты России" и забрать обратно те предприятия, что перешли под контроль ВИК. Однако Белых так просто сдаваться не хотел, так что при помощи ресурса, который у него имелся в руководстве завода, подогревал протесты в сторону сделки – пишет GAZETA-N1.RU.
В итоге завод все равно достался корпорации, только по гораздо более высокой цене, чем он был приобретен ранее. Так что все заинтересованные могли неплохо подзаработать. При этом генеральным директором ВИК остался Анатолий Баженов, Леонид Белых управляющим директором У-УАЗа. Тогда "Аэротех" вывели из-под контроля ВИК, а контрольные пакеты акций распределили между тремя людьми, в числе которых уже обозначенный сын Баженова Вадим.
Чемезов "в интересе"?
Вряд ли семейство Баженовых могло бы так далеко зайти, если бы не могущественные покровители. Мы уже назвали в качестве потенциальных Андрея Костина и Дениса Мантурова. Возможно, глава "Ростеха" Сергей Чемезов тоже имеет свою выгоду, иначе как можно подставлять собственную компанию под сделку с предприятием, которое, какой стороной ни поверни – везде можно найти корыстный интерес?
Интересно, что держателем реестра акционеров имеющего не последнюю роль во всей истории У-УАЗ является некое АО "РТ-Регистратор", которое, в свою очередь, контролируется АНО "КСА", до января 2022 года учредителем которого являлся "Ростех".
Корпорация также может быть связана непосредственно с "Аэротехом" через его учредителя Майю Смирнову – однофамилицу директора по внутреннему аудиту в госкорпорации Наталию Смирнову. К тому же нельзя не вспомнить и "дружбу" Чемезова с Мантуровым, о которой тот заявил в интервью РБК.
Получается, история куда более непрозрачна, чем кажется на первый взгляд. И тот факт, что господин Мишенин согласился сотрудничать со следствием, но никого кроме него и его правопреемника не посадили, а предприятие, использовавшееся для вывода денег, до сих пор "живет припеваючи", говорит о том, что за "Аэротехом" стоят настолько влиятельные люди, что предъявлять им претензии никто не осмеливается. Как долго будет загибаться стратегически-важное предприятие, удовлетворяя аппетиты его руководителей и чиновников – вопрос открытый.