Бывший руководитель Московского метрополитена Иван Беседин, а также его заместители в ближайшее время могут стать фигурантами уголовного дела о крушении поезда на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар», жертвами которого стали 23 человека. Их планируется допросить в качестве свидетелей. Известно, что Беседин утверждал документы по организации строительных работ и мерам безопасности на злополучном участке. По данным «Известий», следователей интересует, для чего стрелку смонтировали еще на тупиковой линии, почему ограничение скорости на опасном участке действовало только один день и направлял ли Беседин на проверку оборудования инспекцию ревизионного аппарата метрополитена по безопасности движения, которая подчиняется напрямую ему.
Как рассказали «Известиям» источники в СКР, в ходе расследования уголовного дела у следователей появились вопросы к Ивану Беседину.
— Именно руководитель метрополитена утверждает места, где должны быть установлены стрелки, а также ограничения скорости и движения на опасных участках подземки, — рассказал собеседник в следственных органах. — Так что приказ об установке злополучной стрелки и ограничении скорости движения утверждал Беседин.
Пока, по словам источника, уже бывший руководитель предприятия, а также его заместители будут привлечены к делу в качестве свидетелей.
В первую очередь следователи собираются выяснить, почему злополучную стрелку установили в начале июля, хотя она вела в тупик — новый участок Калининской линии еще только строится, и движение поездов по ней невозможно. Кроме того, руководство метро утверждало меры безопасности на опасных участках. В это связи следователи хотели бы выяснить у Беседина - почему ограничение скорости в тоннеле, рядом с которым велись взрывные работы, действовало только один день.
— Именно руководство метрополитена должно было утверждать скорость движения по вновь установленной стрелке, и ему должен был идти доклад по цепочке от мастеров и начальника путей о проведенных на линии работах, — пояснил «Известиям» источник в правоохранительных органах.
По его словам, качество проведенных работ должны были проверить не только мастера, обходчики, но и сотрудники ревизионного аппарата метрополитена по безопасности движения, который подчиняется только руководителю метро.
— Они дополнительно контролируют качество проведенных работ. С помощью руководства метрополитена необходимо выяснить, почему эта служба не посмотрела, как была установлена злополучная стрелка, — рассказал «Известиям» источник.
Активист Профсоюза работников метрополитена Василий Шеляков также считает, что следователям необходимо обратить пристальное внимание на руководство предприятия.
— Сейчас всю вину валят на мастеров, принимавших работу, — говорит он. — Однако никто не спрашивает о руководстве. Ведь это не мастера заключали договоры с подрядными организациями, сотрудники которых оказались некомпетентными. Договоры подписывает и утверждает начальник метрополитена.
Беседина может спасти то, что в момент катастрофы он находился в отпуске, а его обязанности исполнял первый заместитель Александр Ершов.
Напомним, что 22 июля мэр Москвы Сергей Собянин отправил Ивана Беседина в отставку. На его место назначен Дмитрий Пегов — до 22 июля он работал в корпорации РЖД, где с февраля 2010 года возглавлял дирекцию скоростного сообщения.
Фигурантами уголовного дела о крушении поезда сейчас являются четыре сотрудника ГУП «Московский метрополитен»: мастер службы пути Валерий Башкатов, его помощник Юрий Гордов, замначальника дистанции капитального ремонта службы пути Алексей Трофимов и директор по производству организации «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов.
Башкатову и Гордову уже предъявлены обвинения. По версии следствия, Башкатов и Гордов ненадлежащим образом провели работы по установке стрелочного перевода для пуска нового участка на перегоне станций «Парк Победы»–«Славянский бульвар». Им обоим вменяется совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшие смерть двух или более лиц»).
В ближайшее время будет предъявлено Анатолию Круглову и Алексею Трофимову. Все четверо фигурантов уголовного дела находятся под стражей.
Основная версия катастрофы не изменилась — следствие считает, что 15 июля на перегоне между «Славянским бульваром» и «Парком Победы» произошло несанкционированное срабатывание стрелочного перевода. Он был установлен с нарушениями технического регламента и закреплен только трехмиллиметровой проволокой. Во время прохождения состава стрелка сдвинулась с места, и поезд сошел с рельсов. При крушении погибли 23 человека, еще 136 пострадавших были госпитализированы.