Одиозные братья Денис и Кирилл Бурлаковы, бывшие совладельцы платежной системы «RBK Money», оператором которой являлась Небанковская кредитная организация «Электронный платежный сервис» (НКО «ЭПС»), сегодня усиленно раскручивают свой новый IT-проект «Osnova».
При этом акцент делается на том, что «Osnova» выступает фактически преемником «RBK Money», в бесперспективности и малоэффективности которой ранее расписался тот же Денис Бурлаков. На сегодняшний день НКО «ЭПС» находится в процессе ликвидации. До этого структура декларировала многомиллионные убытки, что наводит на мысль о возможном выводе финансов на счета офшорных структур, аффилированных с компаниями Бурлаковых.
Ликвидацию оператора в суде оспаривает московское ООО «Эксклюзивные информационные технологии», намеревающееся также взыскать долг, составляющий почти 55 млн рублей. Ситуация напоминает ту, что ранее сложилась вокруг ООО «РБК Мани» - компании-двойника «RBK Money», обанкроченной после предварительного вывода активов и денежных средств на счета и баланс НКО «ЭПС». Н
есмотря на то, что Бурлаковы заявляют о своей непричастности к деятельности «РБК Мани», чешский бизнесмен Сергей Майзус, пытавшийся через суд взыскать с компании долг в размере 145 млн рублей, прямо обвиняет братьев в организации контролируемого банкротства. Аналогичным образом финансы ликвидируемой НКО «ЭПС» для их легализации могут вкачиваться в создание проекта «Osnova».
Говорим «Osnova», подразумеваем «RBK Money»?
Прошло всего несколько месяцев с момента публикации апрельского приказа регулятора об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций Небанковской кредитной организацией «Электронный платежный сервис» (НКО «ЭПС»), как имена ее бывших владельцев братьев Дениса и Кирилла Бурлаковых снова замелькали в прессе: сегодня близнецы активно продвигают на отечественном рынке финансовых технологий свой новый IT-проект «Osnova».
Показательно, что «Osnova» позиционируется ее создателями как фактический преемник скандально известной платежной системы «RBK Money», оператором которой выступала принадлежавшая Бурлаковым НКО «ЭПС». Как бы абсурдно это не звучало, но еще в минувшем мае хитроумные близнецы продолжали рассказывать небылицы о том, что «RBK Money» «прочно утвердилась в качестве лидера российского финтех-рынка». Хотя к этому моменту ее оператор уже лишился лицензии, а на сегодняшний день «ЭПС» вообще находится в процессе ликвидации.
«Название новое – лидерство прежнее», – заявляют братья.
Что же за ноу-хау они предлагают? Как следует из публикации журнала «Плас», специализирующегося на вопросах финансового обслуживания и платежной индустрии, «Osnova» «представляет собой универсальную платежную платформу с открытым исходным кодом, с помощью которой компании могут оперативно разворачивать платежную инфраструктуру и создавать на ее основе свои финтех-продукты». Вторым направлением является разработка проектов в сфере цифровизации и создание IT-инфраструктуры для разных направлений бизнеса, включая спортивную индустрию.
Но похожие истории о далеко идущих перспективах мы неоднократно слышали, только рассказывались они об «RBK Money», сегодня уже ставшей достоянием прошлого. Даже в плане саморекламы склонные к позерству Бурлаковы не могут придумать чего-то нового: в прошлом году СМИ писали о том, что «RBK Money» стала новым спонсором футбольного клуба «Спартак», а братья позировали перед объективами фото и видеокамер, демонстрируя татуировки с символикой якобы любимой команды.
А совсем недавно «Osnova» засветилась в качестве официального партнера Федерации бокса России: ей предстоит заниматься развитием цифровых сервисов в этом виде спорта. Более того, компания проведет аудит IТ-инфраструктуры организации и ее региональных представительств. Возникает впечатление какого-то дежавю! Разве что Денис Бурлаков пафосно не позирует с боксерскими перчатками на фоне ринга, а скромно держится рядом с генсеком Федерации Кириллом Щекутьевым.
Напомним, что Бурлаковы до последнего продолжали петь «песню» о перспективности и востребованности «RBK Money». В минувшем марте они даже ухитрились сделать систему технологическим партнером «Яндекса», подключив ее к платежному сервису «Yandex Pay». А уже в апреле в комментарии журналу «Компания» Денис Бурлаков подчеркивал, что в условиях современного рынка развитие платежного бизнеса через небанковские кредитные организации является «малоэффективным и бесперспективным», а дальнейшая консолидация будет происходить «вокруг крупных игроков – банков», которым наличие универсальной лицензии «позволяет предоставлять более широкий круг платежных услуг».
Получается, что до сих пор презентуемая близнецами как перспективная и успешная «RBK Money» в итоге оказалась «малоэффективной и бесперспективной», что и послужило причиной принятия решения о ликвидации НКО «ЭПС» и уведомления об этом Центробанка? По словам Дениса Бурлакова, такие неутешительные выводы были сделаны в ходе анализа ситуации, складывавшейся в течение последних 2-3 лет. И несмотря на это, близнецы продолжали завлекать потенциальных клиентов байками о «современных платежных решениях», «инновационных финансовых продуктах» и «современной технологической платформе».
Заметим, что несмотря на пессимистический настрой в отношении платежного направления, уже после аннулирования лицензии братья уверяли: оно по-прежнему сохраняется и будет продолжать активно работать на рынке электронной коммерции под брендом «RBK Money». Впрочем, говорить, как известно, не мешки ворочать и сегодня они столь же убедительно рассуждают о «плановой трансформации бизнес-модели «RBK Money», переводе технологического направления на «стратегические рельсы» и «выходе на принципиально новый уровень развития». Видимо, читают давно заготовленный сценарий.
Между тем, близнецы прекрасно понимают, что басни для СМИ – это одно, а реальное положение дел – совсем другое. Возможно потому тот же Денис Бурлаков технично «слился» из числа учредителей НКО «ЭПС» еще в феврале прошлого года. Позже Кирилл Бурлаков уступил пост председателя правления компании ее новому совладельцу Тимуру Губайдулину, а сам возглавил Совет директоров. При этом братья прикладывали максимум усилий для опровержения информации о возможном банкротстве организации, призывая «не поддаваться на инсинуации злоумышленников». Официального банкротства «ЭПС», как мы знаем, не произошло, но сама организация сначала отказалась от лицензии, а теперь ликвидируется.
Ликвидацию «ЭПС» оспаривают в суде
Обратим внимание на следующее интересное обстоятельство: после выхода из числа совладельцев «ЭПС», Денис Бурлаков сосредоточился на руководстве двумя коммерческими структурами - ООО «Пэймент Лабс» и ООО «РБК Мани ИТЦ».
Учредителем обеих является кипрский офшор «РБК МАНИ ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД». При этом прибыль бывшей в 2019 году убыточной «РБК Мани ИТЦ» по итогам прошлого года взлетела сразу до 1,6 млн рублей, а выручка выросла с 1,5 до 9,5 миллиона.
Что касается НКО «ЭПС», то только за девять месяцев прошлого года ее убытки составили 27,4 млн рублей против прибыли в 126 миллионов, полученной годом ранее. По данным специализированного портала «Banki.Ru» за 2020 год чистая прибыль компании снизилась на 200,7 миллиона, а стоимость нетто-активов – на 436,4 млн рублей (41,85%). Возникает подозрение, что, готовясь к ликвидации оператора, близнецы Бурлаковы заранее позаботились о выводе средств платежного сервиса на офшорные счета через аффилированные коммерческие структуры.
Стоит заметить, что сегодня на рассмотрении Арбитражного суда Москвы находится исковое заявление столичного ООО «Эксклюзивные информационные технологии» о признании недействительным ликвидации НКО «ЭПС». Более того, сообщается о намерении истца взыскать с ответчика порядка 55 млн рублей: речь идет о переводах без открытия счетов в системе «RBK Money», производившихся на основании договора об осуществлении информационно-технологического взаимодействия.
Впрочем, эта информация остается без каких-либо комментариев со стороны братьев Бурлаковых, предпочитающих не отвлекаться от рекламы своего нового проекта «Osnova». Да и признавать наличие долговых обязательств перед кем-либо в их привычки явно не входит. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить скандальную историю с преднамеренным банкротством ООО «РБК Мани» – компании с максимально созвучным названием, разница лишь в написании: наименование платежной системы «RBK Money» пишется латинским шрифтом.
Сергей Майзус выдвигает обвинения
Бурлаковы неоднократно заявляли, что ни они сами, ни НКО «ЭПС» не имеют никакого отношения к ООО «РБК Мани». Однако в российских СМИ выходили публикации, прослеживающие связь между двумя структурами. Об этом, в частности, рассказывало издание «Lenta.Ru», подробно описывавшее создание и развитие платежной системы, владельцем которой на определенном этапе был известный бизнесмен Михаил Прохоров, чья президентская кампания могла оплачиваться, в том числе, из средств, выведенных со счетов «РБК Мани».
Что касается оператора НКО «ЭПС», то он был зарегистрирован в 2012 году, а в 2014-м его выкупили девять топ-менеджеров, в число которых входили Денис и Кирилл Бурлаковы. Сегодня они уверяют, что вошли в руководство НКО только после приобретения долей; по другим данным, это произошло гораздо раньше – еще в 2008 году.
Как бы то ни было, но в июне 2016 года Арбитражный суд Москвы своим решением удовлетворил иск владельца чешской компании «Mayzus Property Management»Сергея Майзуса о взыскании с «РБК Мани» задолженности в размере 145 млн рублей, образовавшейся перед ООО«Инста Дилинг», после присоединения к платежной системе «RBK Money», и перешедшей к истцу в рамках договора цессии. Сам Майзус адресовал свои претензии именно Бурлаковым, но те категорически отрицали наличие у них каких-либо долговых обязательств. В итоге «РБК Мани» была признана банкротом. Заметим, что ее официальными совладельцами выступали два офшора – белизский «ИСТБАУНД ЛИМИТЕД» и кипрский «ТРИГАЛЕ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД», бенефициары которых не назывались.
Не увидев причитавшихся ему денег, Майзус направил на имя президента и глав силовых ведомств жалобу, в которой озвучил вопрос имевшего места вывода средств компании-банкрота, к которому, по его информации, имели непосредственное отношение близнецы Бурлаковы. По версии бизнесмена, после того, как в 2011-2012 годах ООО «РБК Мани» мошенническим способом присвоило деньги клиентов на сумму свыше 150 млн рублей, платежная система была передана под контроль НКО «ЭПС».
«ООО «РБК Мани» безвозмездно перечислило на счета ООО НКО «ЭПС» более 23 млн рублей, по многократно заниженной цене передало офшорным компаниям товарный знак RBK Money, домен rbkmoney.ru, программное обеспечение, без оплаты уступило кипрской компании право требования долга в размере 18 млн рублей с ПАО «РБК», а также совершило отчуждение другой дебиторской задолженности на сумму свыше 275 млн рублей без поступления каких-либо денежных средств на счета ООО «РБК Мани», – цитирует «Lenta.Ru» фрагмент жалобы Сергея Майзуса.
Не удивительно, что сегодня Бурлаковы усиленно отрицают какое-либо участие в деятельности «ЭПС» до весны 2014 года: отвечать за доведение до банкротства компании, связанной с принадлежавшей им платежной системой им явно не с руки. Справедливости ради заметим, что финансовые махинации в «РБК Мани» имели место и ранее. Достаточно вспомнить сообщения об использовании средств системы Прохоровым для удовлетворения собственных президентских амбиций.
Деньги «ЭПС» вкачиваются в «Основу»?
В одном из своих интервью Денис Бурлаков с гордостью отмечает, что, став собственниками НКО «ЭПС», он и его брат к 31 декабря 2017 года погасили все задолженности компании и вернули 70% отключившихся клиентов. При этом выплачивать долги Майзусу никто не собирался: акцент делался на том, что должник имеет идентичное по звучанию название. Сегодня ситуация с «ЭПС» напоминает ту, что сложилась в свое время с «РБК Мани», с одной лишь разницей: вместо банкротства имеет место ликвидация. Появился и желающий взыскать долги кредитор в лице ООО «Эксклюзивные информационные технологии». А близнецы, тем временем, как ни в чем не бывало завлекают клиентов в свой новый проект.
На этом фоне появляются любопытные сообщения о давних похождениях Дениса Бурлакова. Оказывается, еще в 2009 году он (либо его полный тезка) выступал в качестве ответчика по иску некоего Жануа Николаса Серже Мариоса, одолжившего бойкому бизнесмену 25 млн рублей. После того, как кредитор отчаялся вернуть долг с процентами, составившими ни много, ни мало, 7 миллионов, он обратился в суд, удовлетворивший заявленные требования. Тогда Бурлаков подал апелляцию из которой следовало: о долге он просто-напросто «забыл», а про суд не знал, так как был за границей. Апелляционная инстанция, тем не менее, оставил ранее вынесенное решение в силе.
Если предположить, что главным героем этой истории действительно является сам Бурлаков, она вполне укладывается в общую манеру ведения бизнеса скандальным семейством. Сначала активы выводились из обанкроченного «РБК Мани» в НКО «ЭПС», затем вопреки заверениям в перспективности и надежности был ликвидирован и сам оператор, незадолго до этого начавший декларировать многомиллионные убытки. Братья, тем временем, запустили проект «Osnova», в который могли быть вкачаны средства, предварительно выведенные из «RBK Money».
Вот только Бурлаковым явно не отвертеться от судебных разбирательств по иску «Эксклюзивных информационных технологий», желающих вернуть 55 миллионов. Кроме того, в силовых ведомствах находятся документы о выводе средств из ООО «РБК Мани», переданные Сергеем Майзусом. Вопрос только в том, когда делу о преднамеренном банкротстве будет дан ход.