Выборгский районный суд вчера, 29 сентября, заочно арестовал и объявил в розыск активиста Бориса Романова, который подозревается в распространении недостоверных сведений о ВС РФ (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). Он трижды не явился на заседания суда. При этом господин Романов был единственным обвиняемым по этой статье в Петербурге, кого выпустили из СИЗО. Эксперты полагают, что суды могут «закрыть лазейку» для политических активистов, исключив мягкие меры пресечения, но напоминают, что это будет противоречить и духу, и букве закона.
Бориса Романова задержали в мае 2022 года. Ему вменяют публичное распространение недостоверных сведений о российских вооруженных силах по мотивам политической ненависти. Суть претензий — его выступление на заседании совета МО «Светлановское». В нем он якобы называл специальную военную операцию в Украине «войной» и позволял себе оскорбительные высказывания в адрес военнослужащих. За это ему грозит до 10 лишения свободы. Основным свидетелем в деле является глава округа Янина Евстафьева.
Изначально суд назначил ему меру пресечения в виде ареста, но в конце июля изменил ее на запрет определенных действий. В числе этих действий был запрет на выезд за пределы Петербурга без разрешения суда.
Как уточняет издание «ЗакС.ру», адвокат господина Романова Луиза Магомедова на заседании 29 сентября сказала, что не знает, где находится ее подзащитный. Это была третья неявка в суд.
При этом другие активисты, обвиняемые по той же статье в Петербурге, получали меру пресечения в виде ареста. Сейчас в петербургских судах находятся семь дел по статье о «фейках об армии», в числе которых и дело Бориса Романова. Остальные шесть фигурантов находятся в СИЗО.
Доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор предполагает, что «политическим» больше не дадут мягких мер пресечения. «Он создал прецедент по этому делу. Теперь возможно ждать указаний сверху, неофициальных, конечно же, чтобы это лазейку для политических заключенных прикрыть»,— считает он.
Адвокат Александр Передрук говорит, что с юридической точки зрения предпосылок к тому не может быть. «С точки зрения закона это не влияет на остальных обвиняемых по этому делу. Суд обязан учитывать индивидуальные характеристики каждого обвиняемого, более того, исходить из рекомендаций применять более мягкую меру. Если основываться на аналогичных случаях в других делах, то в СИЗО сидели бы все»,— говорит господин Передрук.