Программа запусков с космодрома «Байконур» оказалась под угрозой срыва. По распоряжению руководства «Роскосмоса» с космодрома отозваны и отправлены на завод все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей «Протон-М», выпущенные в последние годы. Причина – заводские «оптимизаторы» заменяли блоки с использованием драгметаллов на «неликвидные компоненты».
Следствие разберется
По данным «Коммерсанта», дефект выявили во время огневого испытания одного из жидкостных двигателей второй ступени ракеты-носителя «Протон-М». При этом по бумагам двигатели проходили как произведенные в полном соответствии с технической документацией.
«По документам, которые подписывали проверяющие, двигатели в полном порядке», – приводит издание слова источника. Кто и на каком этапе заменял детали с драгметаллами на обыкновенные, нежаростойкие, а также кто и почему не заметил подмену, выяснят ФСБ, прокуратура и Следственный комитет. Пока что принято решение все двигатели (РД-0210/0211 – вторая ступень ракеты и РД-0213/0214 – третья ступень) вернуть даже не на завод-изготовитель (Воронежский механический завод, ВМЗ), а на НПО «Энергомаш» – считается, что там качество работы намного выше. Кроме того, к НПО относится Конструкторское бюро химавтоматики, в котором разрабатывались двигатели.
«Очевидно, что запускаться с некачественным ракетоносителем безответственно. Ведь задача не просто запустить ракету, важно, чтобы она полезный груз донесла до орбиты или дальше», - Игорь Буренков, официальный представитель госкорпорации «Роскосмос». Эта «техническая пауза» будет иметь серьезные последствия: в 2017 году «Роскосмос» должен произвести 27 пусков, и не менее восьми из них – это пуски «Протонов». Три спутника «Глонасс-М», военный спутник связи «Благовест», геостационарный спутник связи EchoStar 21, телекоммуникационные спутники Hispasat 30W-6 (1F) и Asiasat 9), гидрометеорологический аппарат «Электро-Л №3», два пуска по заказу Военно-космических войск, несколько коммерческих пусков…
«Будет проведена полная комплексная проверка каждого отдельного изделия, нам важно сократить дефективность изделий на ВМЗ», – приводит «Коммерсант» слова специалистов. Это означает, что запуски придется перенести на несколько месяцев. В лучшем случае «Протон» вместо февраля полетит разве что в июне-июле. И эти несколько месяцев задержки обойдутся в крупную сумму: штраф за перенос сроков пуска составляет несколько процентов от стоимости.
Знать, оно не в первый раз
Официальная позиция «Роскосмоса» такова: на предприятиях идет всеобъемлющая проверка качества продукции, «этим объясняются и возможные задержки пусков ракет-носителей «Протон». Проверят, как сообщает пресс-служба, даже те параметры, которые «не изучались десятилетиями». При этом Воронежский механический завод не первый раз упоминается в контексте «космических проблем». Только в декабре 2016-го это случалось дважды. 1 декабря – в связи с падением транспортного грузового космического корабля «Прогресс МС-04», 28 декабря – в связи с переносом пуска ракеты «Протон-М», которая доставляла космический аппарат связи EchoStar-21. Как выяснила комиссия «Роскосмоса», «Прогресс» упал из-за производственного дефекта двигателя 11Д55, который был выпущен на заводе в Воронеже. EchoStar-21, как выяснилось, вовремя запустить не смогли, поскольку в рулевых двигателях одной из ступеней ракеты-носителя был обнаружен мусор. Двигатель был также произведен ВМЗ.
Временно исполняющим обязанности генерального директора Воронежского механического завода назначен замдиректора по производству Алексей Уваров. Следствием проблем, по всей вероятности, стал также отзыв для проверки двигателей, установленных на ракетах-носителях «Союз-ФГ» и «Союз-У», и замена на аналоги из другой серии. Старт «Союзов» назначен на 21 февраля и 27 марта.
А в остальном, прекрасная Маркиза…
20 января на Воронежском механическом заводе состоялось совещание с участием главы «Роскосмоса» Игоря Комарова. Посвящено оно было вопросам повышения качества космической техники, которую выпускает ВМЗ, и завершилось увольнением генерального директора предприятия. Иван Коптев ушел «по собственному желанию в связи с неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции». Формулировка так себе… Но могло быть и хуже. На ожидаемый вопрос: «Посадки будут?» ответа пока нет. Предстоит выяснить, по каким причинам производились подмены, в каком масштабе. Сколько двигателей придется перебрать, сколько запусков отодвинуть. И да – сколько штрафов и неустоек заплатить.