За три года менеджер с зарплатой в 100 000 рублей купил квартиры и дом минимум на 50 млн рублей
Попечительский совет храма Христа Спасителя под председательством патриарха и мэра Москвы в марте 2020 года переизбрал на третий срок исполнительного директора фонда храма (ФХXС) Сергея Семененко. Он управляет зданием кафедрального собора Русской Православной Церкви уже семь лет, и за это время, как выяснили «Открытые медиа», при официальном окладе 100 000 рублей в месяц успел собрать неплохую коллекцию из квартир, домов и люксовых автомобилей. Только за три года он приобрел недвижимость как минимум на 50 млн рублей и Lexus GX с Porsche Cayenne миллионов на десять в придачу. Строительные работы на личных объектах директора выполняют сотрудники ФХХС, которые должны следить за техническим состоянием храмового комплекса.
Фонд ХХС управляет храмовым комплексом в самом центре Москвы, на Волхонке, общей площадью около 60 000 кв. м. Из них лишь около 13% используются для богослужебной деятельности, а остальное вполне может приносить доход, рассказывали «Открытые медиа» в расследовании о недвижимости храма.
ФХXС, созданный в год постройки храма для эксплуатации здания, сдает трапезные и залы храмового комплекса для проведения конференций и банкетов, помещения в стилобатной части здания — под офисы и магазины. Подземная парковка под храмом тоже заполнена арендаторами.
Бизнес в храмовом комплексе стал развиваться при втором директоре фонда Василии Поддевалине, занявшем этот пост в 2005 году. С 2002 по 2003 год Поддевалин руководил управлением делами Совета Федерации, а до 1999 года работал советником управляющего Межпромбанка, принадлежавшего «православному банкиру» Сергею Пугачеву.
В 2013 году после скандала, вызванного публикациями о магазинах в храме, Поддевалин ушел в отставку и его место занял бывший зам Сергей Семененко. В отличие от предшественника, в крупных бизнес-структурах он не работал, и успешным бизнесом не занимался.
Семененко рассказывал, что пришел в фонд в 1995 году чиновничьей службы — он трудился в Департаменте общественных и межрегиональных связей правительства Москвы и по долгу службы хорошо знал тогдашнее руководство ФХХС. С тех пор он работал в фонде заместителем двух своих предшественников — Игоря Птичникова, а затем Василия Поддевалина. По данным «Контур.Фокус», у Семененко до 2014 года была доля в двух ювелирных фирмах с одинаковым названием «Врата-8», но они отчитывались о нулевой выручке.
При директорстве Семененко бизнес с храмовом комплексе достиг расцвета: в 2019 году на его территории работали около 20 фирм, в том числе бутик исламской моды и студия по уходу за дорогими автомобилями.
Несмотря на коммерческую эксплуатацию здания, московские власти продолжают выделать фонду крупные субсидии на содержание храмового комплекса. Всего, по подсчетам «Открытых медиа», с 2006 года московский бюджет потратил на содержание Храма Христа Спасителя 5,4 млрд рублей.
Как следует из отчетности ФХХС, фонд тратит по 40−60% бюджетной субсидии на выплату зарплат сотрудникам. При этом сами сотрудники жалуются на маленькие зарплаты.
Из штатного расписания, с которым ознакомились «Открытые медиа», следует, что в 2019 году фонд в месяц выделял на зарплаты 344 своих сотрудников около 12 млн рублей, или меньше чем по 30 000 рублей на человека в месяц.
Сотрудники фонда отправляли жалобы в мэрию Москвы и администрацию президента на отказ руководства выплачивать положенные к их зарплатам в 30 000 — 45 000 рублей премии и надбавки. Но реакции не было, рассказали они.
Судя по штатному расписанию ФХХС, исполнительный директор Семененко в 2019 году получал зарплату 103 700 рублей в месяц. Тем не менее, по документам Росреестра, за три года вдобавок к купленным ранее таунхаусам в ближнем Подмосковье он сумел приобрести две квартиры в клубном доме в Москве и дом в поселке на Можайском водохранилище. Ипотека, судя по данным Росреестра, Семененко не понадобилась.
Как выяснили «Открытые медиа», три года назад Семененко стал владельцем 26 соток земли и дома в 470 квадратных метров в коттеджном экопоселке с яхт-клубом Grand Marina Club на берегу Можайского водохранилища.Поселок Grand Marina Club на берегу Можайского водохранилища, где директор ФХХС купил дом под названием «Парус"/ Скриншот с сайта поселка www. grand-mc.ru/На охраняемой территории поселка в 7,5 га находятся 32 участка от 18 до 48 соток, к ним прилегает более километра береговой линии и 4 га благоустроенной лесопарковой зоны. Здесь базируется профессиональный яхт-клуб с официально оформленной акваторией. Все дома выполнены в едином стиле и каждый проект дома имеет определенную площадь и свое имя: «Лагуна», «Бриз», «Круиз», «Фрегат». Директор ФХХС выбрал самый большой коттедж под названием «Парус».
Согласно выпискам из Росреестра, кадастровая стоимость участка и дома Семененко — 6 млн рублей, а рыночная, судя по объявлениям о продаже коттеджей в поселке, может доходить до 20 млн рублей. Несколько сотрудников ФХХС пожаловались «Открытым медиа», что Семененко вызвал их к себе на эту «дальнюю дачу» за 100 км от Москвы для решения личных хозяйственных вопросов. Например, для настройки телевизионной антенны.
Дачей на Можайском море директор ФХХС не ограничился. В январе 2019 года он, судя по выпискам из Росреестра, купил две квартиры в клубном доме Кутузовский Level в Москве, на улице Гришина. Затем Семененко объединил их в одну, площадью 108,2 кв. м и кадастровой стоимостью 16,6 млн рублей. Сейчас квартиры без отделки в этом доме выставляют на продажу примерно по 325 000 рублей за квадратный метр, значит, квартира Семененко может стоить около 35,1 млн рублей.Клубный дом Kутузовский Level, где директор ФХХС в 2019 году приобрел две квартиры/ Скришот с сайта застройщика kutuzovskiy.levelgroup.ruНа сайте ЖК «Кутузовский Level» сообщается, что дом на 120 квартир был сдан в 2017 году. До храма Христа Спасителя, по информации сервиса «Карты.Яндекс», от комплекса можно доехать на машине за 15 минут.
Кстати, Семененко сейчас принадлежат два люксовых автомобиля. В 2016 году он приобрел новый Lexus GX 460 и прицеп для перевозки квадроциклов, а в марте 2018 года — кроссовер Porsche Cayenne, следует из данных сервисов проверки автомобилей. Эти модели на момент покупки стоили около 4 и 5 млн рублей соответственно.
Раньше Сергей Семененко предпочитал недвижимость в Одинцовском районе Подмосковья. До 2013 года он значился владельцем двухэтажного таунхауса с мансардой площадью 106 кв. м в коттеджном поселке «Княжичи» в Барвихинском лесу. Это закрытая территория в 6 км от МКАД, здесь живут успешные спортсмены, чиновники из Минсельхоза и Росреестра. Судя по объявлениям, небольшие таунхаусы в поселке продаются за 20−45 млн рублей.
С 2014 года коттедж оформлен на бывшую супругу и детей Семененко.Коттеджный поселок «Княжичи"/Скриншот с сайта cian.ruВ 27 км от «Княжичей», в коттеджном поселке «Опушка» на берегу реки Незнайка у семьи Семененко с 2008 года было еще два таунхауса. Трехэтажный (площадью 203 квадратных метра) был оформлен на самого Семененко, а весь первый этаж в двухэтажном (211,6 кв м) — на Станислава Сергеевича Семененко, которого знакомые семьи называют сыном руководителя ФХХС. Средние цены на таунхаусы в этом поселке 9−10 млн рублей, сообщил «Открытым медиа» представитель риелторской компании Kalinka Group. Свой коттедж Семененко в 2017 году передал людям, которых его знакомые называют родственниками семьи. «Открытым медиа» найти подтверждение родственных связей не удалось.Поселок «Опушка"/ Скриншот с сайта застройщика kp-opushka.ruРемонт на личных объектах Семененко, в том числе в уже не принадлежащих ему по бумагам таунхаусах, делали сотрудники ФХХС. Это следует из докладной записки руководству фонда от 2019 года, с которой ознакомились «Открытые медиа». Например, в «Княжичах» сотрудники фонда делали частичную гидроизоляцию дома, а в «Опушке» выполняли целый комплекс работ — от «ремонта с полной заменой канализационного трубопровода» до «монтажа четырехступенчатой системы очистки воды».
Несколько сотрудников ФХХС рассказали «Открытым медиа», что в свое рабочее время строители фонда выполняли работы в «Парусе» Семененко на Можайском море и в его новых московских квартирах. «У нас это называлось «командировками», — объяснил один из них.
Семененко и представители фонда к моменту публикации не ответили на вопросы «Открытых медиа» об источниках средств на покупку недвижимости и о рассказах рабочих ФХХС о работе в личных домах и квартирах Семененко.