Как сообщают источники Znak.com, близкие к менеджменту госбанка, речь идет о 7 млрд рублей, полученных структурами крупной югорской нефтесервисной группы «Геотек холдинг». Кроме финансовой, у этого дела есть и социальная сторона: сотрудники предприятия «Аган-Бурение», которое стало одним из участников вероятной аферы, несколько лет не могли получить зарплату.
Однако, как стало известно из источников в правоохранительных органах Югры, которые участвуют в расследовании уголовных дел, связанных с этой историей, в начале сентября долги по зарплатам были погашены. Общая сумма выплат работникам «Аган-Бурения» составила 53 млн рублей. В процессе решения проблемы рабочие, а также конкурсный управляющий предприятия и его команда предоставили следственным органам соответствующую информацию, что дало возможность продолжить изучение обстоятельств, приведших к краху «Агана».
В сентябре 2014 года, сообщают наши собеседники, следственные органы УМВД по ХМАО возбудили уголовное дело – пока против «неустановленной группы лиц» – по 196-ой статье УК РФ («Преднамеренное банкротство»). Дело уже принято к производству, началось расследование. Согласно информации, полученной в полиции, общая сумма кредиторской задолженности, приведшей к банкротству «Аган-Бурения», составляет свыше 1,3 млрд рублей. Но это лишь верхушка айсберга, потому что данные следствия свидетельствуют о гораздо больших масштабах противоправной финансовой деятельности. В частности, еще одно уголовное дело накануне было возбуждено уже по заявлению ОАО «Сбербанк России», на этот раз – по 159 статье УК РФ («Мошенничество») на сумму около 800 млн рублей. Оба эти дела объединены общим подозреваемым, сообщают наши собеседники. Речь идет о «Геотек Холдинге» и его непосредственном руководителе – бывшем вице-губернаторе республики Коми Николае Левицком.
Znak.com неоднократно рассказывал о связи «Геотека» и банкротства «Аган-Бурения». Напомним, в ноябре 2012 года холдинг продал «Аган-Бурение» закрытому акционерному обществу «Инвестиционный альянс». Спустя месяц после этого на предприятии на пять месяцев была введена процедура наблюдения. «С 2010 по 2013 год должностные лица ЗАО «Аган-Бурение» вывели со счетов предприятия на счета «Геотек Холдинга» и других подконтрольных ему предприятий свыше 1 млрд рублей», – говорит наш источник в югорском следствии. – Есть основания предполагать, что это происходило в результате прямого сговора с руководством холдинга. Эти и другие действия «Геотека», по сути, стали причиной конфликта между холдингом и его кредиторами в лице «Сбербанка», обязательства перед которым всех компаний группы составляют около 7 млрд рублей».
Собеседники Znak.com, близкие к руководству «Сбербанка», также считают, что подход господина Левицкого несовместим с дальнейшими отношениями. «Очевидно, что для возврата доверия необходимо вернуть все неправомерно выведенные из «Аган-Бурения» средства», – заявил один из наших источников.
Любопытно, что эта позиция касается не только ситуации вокруг «Аган-Бурения», а высшее руководство Сбербанка прямо заявляет, что готово привлекать правоохранительные органы для получения проблемных кредитов. В частности, в недавнем интервью РБК первый вице-президент банка Максим Полетаев рассказал про крупных федеральных игроков – компании «Мечел» и JFC, первая из которых должна кредиторам около 8 млрд долларов, а вторая – около 17 млрд рублей. В случае с «Мечелом» господин Полетаев предложил фактически забрать предприятие за долги, а вот против гендиректора JFC Владимира Кехмана уже возбуждено уголовное дело, арестованы его активы и дом. Если ранее господствовала позиция, что кредиты «все равно не вернуть», то теперь топ-менеджер «Сбербанка» говорит, что «куда-то же они ушли» и «однозначно будем разыскивать».
«Проблема разграбленных кредитов носит системный характер, – говорит один из наших собеседников. – В «тюменской матрешке» это «Геотек Холдинг» и «СибНАЦ» отца и сына Брехунцовых, в соседней Омской области – НПО «Мостовик» депутата местного Заксобрания Олега Шишова. Все это звенья одной цепи, и общая позиция «Сбербанка» – все они должны заплатить долги или сесть в тюрьму, а, возможно, – и то и другое».
Вместе с этим наши источники, близкие к госбанку, не отрицают возможного участия сотрудников собственных региональных филиалов в расхищении заведомо невозвратных кредитов. Об этом, например, мы рассказывали в материале о тюменском холдинге «СибНАЦ». Напомним, наши собеседники считают, что Западно-Сибирский банк Сбербанка сознательно не предъявляет требования по возврату миллиардных кредитов, выданных Брехунцовым, чтобы те смогли избежать финансовой ответственности. Кстати, контроль над этой ситуацией взяла на себя Генпрокуратура РФ в лице первого заместителя Юрия Чайки Александра Буксмана.
«Да, нечистоплотные действия сотрудников в этих случаях были вполне возможны, – соглашаются наши собеседники. – Но у руководства четкая позиция: виновные сотрудники банка должны быть привлечены к ответственности независимо от возможных репутационных рисков. В условиях санкций и кризиса нужно обеспечивать стопроцентную возвратность кредитов всеми законными способами».