Evraz освежили память

Источник
Владимир Путин призвал компанию вернуться к проекту металлургического завода в Якутии.
Наметившееся оживление металлургического рынка, позволившее многим российским сталеварам вернуться к прибыли, может обернуться проблемами для Evraz. Владимир Путин недвусмысленно напомнил компании об обязательствах построить в Якутии завод стоимостью $4 млрд. Совладелец Evraz согласился "еще раз посмотреть" на проект, но перспектив в нем по-прежнему не видит, с чем согласны и аналитики.

Вчера на совещании по господдержке приоритетных инвестпроектов и территорий на Дальнем Востоке (см. стр. 2) президент Владимир Путин предложил главе совета директоров и совладельцу Evraz Александру Абрамову вернуться к проекту строительства в Якутии сталеплавильного завода на базе железорудных месторождений ЗАО "ГМК "Тимир"" (51% у Evraz, 49% минус 1 акция — у Алроса).

Балансовые запасы месторождений "Тимира" — около 5 млрд тонн железной руды. Исходно планы по их разработке предполагали строительство двух ГОКов общей мощностью 18 млн тонн концентрата в год и Нерюнгринского меткомбината (мощность на первом этапе 2,8 млн тонн в год, на втором — 6,1 млн тонн). Вложения в первую очередь оценивались в 134 млрд руб. Александр Абрамов пояснил, что в 2008 году, когда готовилось ТЭО проекта, он казался привлекательным. Но в 2011 году участники "Тимира" попросили Роснедра убрать из условий лицензий обязательства по заводу "для экономии $4 млрд".

Но отказать президенту бизнесмен не смог, заявив, что компания готова "еще раз сделать ТЭО более подробное или, может быть, обновленное на сегодняшний день". "Мы еще раз посмотрим и еще раз доложим результаты правительству,— пообещал он.— Если мы заблуждаемся, почему бы и нет, но на сегодняшний день ситуация мало обнадеживающая, мягко говоря". Владимир Путин , впрочем, не слишком настаивал, подчеркнув, что "угроз нет и не будет". Но, добавил президент, "есть некоторые шероховатости с лицензией, связанные с тем, что в ней предусмотрено строительство" (строительство комбината должно было начаться до мая 2014 года). В лицензии "были внесены изменения", говорит собеседник "Ъ". В Минприроды и Evraz это не комментируют.

Вопрос о заводе мог быть поднят по просьбе властей Якутии, которые не раз призывали не откладывать и не сокращать проект, полагают источники "Ъ", близкие к проекту и знакомые с ходом совещания. Связаться с якутскими чиновниками вчера не удалось, представители вице-премьера по Дальнему Востоку Юрия Трутнева и "Корпорации развития Южной Якутии" (координатор крупных инвестпроектов в регионе) не ответили на звонки "Ъ". В Evraz лишь говорят о "конструктивном диалоге с местными и федеральными органами власти". "Купив в 2013 году у Алроса 51% акций "Тимира", компания поясняла, что из-за значительного ухудшения конъюнктуры рынка проект был разделен на этапы, первой фазой станет разработка месторождения Таежное,— поясняют в компании. Обсуждать дальнейшие этапы сейчас преждевременно".

Олег Петропавловский из БКС оценивает вложения в строительство сталеплавильного завода мощностью 3 млн тонн в сумму до $2 млрд (с учетом инфраструктуры и климатических условий Якутии). Но, отмечает аналитик, в регионе сейчас нет такого спроса на металл, а экспортировать его в страны АТР выгодно только в случае заметного роста цен на стальную продукцию, железную руду и уголь, что позволит российским производителям сравняться в себестоимости с китайскими металлургами (сейчас их продукция дешевле, например по арматуре, на 12%). Многие китайские заводы расположены вблизи портов, тогда как от будущего завода "Тимира" до портов Дальнего Востока надо добираться свыше 2 тыс. км, добавляет Сергей Донской из Societe Generale. В результате, полагает аналитик, государство, сейчас безуспешно пытающееся спасти "Мечел", может получить просто еще одно крупное проблемное предприятие "со всеми вытекающими проблемами". Впрочем, по мнению господина Донского, владельцы Evraz (Роман Абрамович, Александр Абрамов и Александр Фролов) — хорошие лоббисты и, скорее всего, добьются серьезной отсрочки строительства завода.
Персоны Компании
Генпрокуратура РФ сделала заявку на особняки Бориса Березовского
Надзорное ведомство будет добиваться передачи недвижимости России.
Как бизнес привыкает к войне
Война на востоке Украины не могла не ударить по российскому бизнесу, имеющему интересы в этой стране.
Системная защита
Кто стоит за атакой на "Башнефть".
Робин Гуд из Поддубровки
Чем обернулась попытка сельского жителя создать юридическую контору для защиты от произвола местной власти.
Подмахнул не глядя
Врио губернатора Приморья решил прикрыть морские ворота России?
Тень выборов
У главы Республики Якутия Борисова все налажено.
"PROспорт" дали газу
Журнал Романа Абрамовича приобрели топ-менеджеры "Газпрома".
Лесоцид
Роман Абрамович стремится стать полновластным хозяином российских лесов?
Алмазный банк пошел в РОСТ
На банк АЛРОСА появился претендент.
Росимущество предупреждает о возможном банкротстве «Росгеологии»
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом требует от Министерства природных ресурсов разобраться с ситуацией в геологическом холдинге.
Дергунова «в алмазах»?
Ольга Дергунова возглавляющая «Росимущество», в котором практически ежемесячно происходят коррупционные скандалы, может возглавить российскую группу алмазодобывающих компаний «Алроса». 
Как «пилят» лес в Минприроды?
Финансовые нарушения в Федеральном агентстве лесного хозяйства составили 6,6 млрд рублей, сообщили корреспонденту The Moscow Post в Счетной палате.
Приваттанк: миллиардер Коломойский ведет частную войну за единство Украины
Репортаж Forbes из Днепропетровска о частной армии украинского олигарха Игоря Коломойского. Как она устроена и как воюет с Донецкой и Луганской народными республиками?
Донецкий губернатор попал под санкции ВТБ
Кипрский суд арестовал имущество Сергея Таруты.
Сколько стоит Донбасс?
Возможная цена российской экспансии.
Феникс из Дербента: как Сулейман Керимов научился возрождаться из пепла
Дагестанскому миллиардеру не привыкать идти ва-банк и уступать. Ставка на «Уралкалий» не сыграла, но впереди — новые амбициозные проекты.
$200 — «снаружи», $500 — «внутри»
Такие суточные сейчас платят в Донбассе. Конечно, не за шахтерский труд.
Михаилу Черному припомнили прошлое
Бизнесмену придется заплатить около $500 млн.