Таганский суд Москвы в понедельник вынес приговор бывшему совладельцу лизинговой компании «Дело» Дмитрию Паку и ее экс-гендиректору Олегу Цареву. Оба обвинялись в том, что в сговоре с бывшим владельцем казахского БТА-банка Мухтаром Аблязовым пытались похитить 2,5 млрд руб. Пак получил четыре года колонии, его подельник — три.
По данным следствия, в 2009 году тогдашний владелец крупнейшего в Казахстане частного БТА-банка Мухтар Аблязов, узнав, что власти страны намерены национализировать его финансовую структуру, приказал сотрудникам вывести на подконтрольные ему компании наиболее ценные активы. Среди них, говорится в деле, были и кредиты на десятки миллионов долларов, выданные российскому ООО «Дело». В том же году следственный департамент МВД РФ по заявлению нового руководства банка возбудил несколько уголовных дел, связанных с хищением средств БТА-банка, в том числе и в отношении руководства «Дела».
Как уже сообщал “Ъ”, к концу января 2009 года лизинговая компания «Дело» получила у БТА-банка в общей сложности 70 кредитов, по которым была должна более $70,3 млн, а также 16 млн руб. В январе 2009 года Мухтар Аблязов предложил Дмитрию Паку переоформить права требования долгов «Дела», передав его от БТА фирмам, подконтрольным самому банкиру. По замыслу авторов схемы после национализации банка выплаты по кредитам поступали бы уже компаниям господина Аблязова. Господин Пак согласился, тем более что совладельцем его фирмы являлась австрийская ZRL Betteiligungs, которая была подконтрольна владельцу БТА-банка.
При реализации криминальной схемы, считает следствие, было изготовлено шесть подложных договоров, согласно которым права на истребование долгов «Дела» передавались от банка сторонним организациям, а также шесть уведомлений банка, якобы направленных в адрес заемщика, одобряющих эту операцию.
На время этой операции, считает следствие, гендиректор «Дела» предложил своему знакомому Олегу Цареву занять его пост, объяснив, что новая работа будет заключаться в подписании платежек, направляемых в Ригу. Господин Царев, по данным следствия, знал, что участвует в преступной схеме, но согласился, так как нуждался в деньгах. С марта 2009 года документы лизинговой компании стал подписывать уже Олег Царев.
Действия подсудимых были квалифицированы следствием как «мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц» (ч. 4 ст. 159 УК РФ), а также «легализация преступно нажитых средств» (ст. 174 УК РФ).