Бывший председатель правления казахского БТА-банка Мухтар Аблязов может лишиться еще одного актива: по иску банка арестованы акции компаний, владеющих морским портом Витино на Белом море и принадлежащих господину Аблязову и его партнеру Максиму Пухликову. Банк утверждает, что кредит на $120 млн, за счет которого партнеры в 2009 году купили порт, был получен незаконно, и требует передачи порта в свою собственность. Если Витино действительно достанется БТА-банку, в дальнейшем порт, скорее всего, будет перепродан одной из российских нефтяных компаний, считают эксперты.
Коммерческое отделение Высшего королевского суда Великобритании по иску БТА-банка 11 февраля арестовало акции компаний, владеющих имуществом морского порта Витино (Мурманская область) и принадлежащих структурам Мухтара Аблязова. В исковом заявлении и свидетельских показаниях зампреда правления БТА-банка Сергея Ельцова (копии есть у "Ъ") утверждается, что господин Аблязов и экс-руководитель московского представительства банка Ильдар Хажаев незаконно одобрили выдачу кредита голландской компании Chrysopa Holding на приобретение порта на $120 млн. Затем эти средства перечислялись кипрской компании Usarel Investment Ltd для приобретения компаний White Sea Complex, Northen Operations, ООО "Н-Терминал", ООО "Морской специализированный порт Витино" и др., владеющих объектами порта Витино.
Морской порт Витино на Белом море специализируется на перевалке светлых нефтепродуктов. Грузооборот порта в 2009 году составил 4,4 млн тонн, крупнейшие грузоотправители порта — Омский НПЗ "Газпромнефти" и Пуровский завод переработки конденсата "Новатэка".
В феврале 2009 года стало известно, что Витино приобретен структурами нефтетрейдера "Руснефтехим", совладельцами которого считаются Максим Пухликов и Сергей Шекланов. По данным БТА-банка, "Руснефтехим" фактически управляет терминалами в Витино, господин Пухликов через цепь офшоров является владельцем 49% компании Lux Investment Ltd (владеет Usarel) и других компаний порта Витино, а Мухтар Аблязов — 51%. В White Sea Complex "Ъ" подтвердили, что господа Аблязов и Пухликов есть "в составе акционеров" порта, но раскрыть их доли отказались. "Разбирательства между БТА-банком и его бывшим владельцем никак не влияют на деятельность нефтебазы",— заверила "Ъ" директор московского представительства компании Юлия Кравец, добавив, что никакие российские активы порта Витино, равно как и акции компании White Sea Complex, аресту не подвергались.
Господин Ельцов полагает, что кредит БТА-банка на $120 млн, за счет которого господа Аблязов и Пухликов купили Витино, "фактически был прикрытием для маскировки хищения средств банка в пользу Usarel и ее материнской компании Lux". Он считает заключение кредитного договора сделкой с заинтересованностью, о которой Мухтар Аблязов как бенефициар Lux должен был сообщить совету директоров банка, чтобы он рассматривал сделку без участия заинтересованных лиц. Кроме того, кредит оказался не обеспечен: в кредитном соглашении в качестве обеспечения указывается залог 100% Usarel и приобретаемых портовых компаний, но в документации этот договор отсутствует, отмечается в иске БТА-банка. В кредитном договоре, подписанном господином Хажаевым в августе 2008 года (копия также есть у "Ъ"), срок заключения договора о залоге не обозначен. В иске банк настаивает на возврате имущества Витино, приобретенного на похищенные средства.
В России подробности покупки порта Витино сейчас выясняет следственный комитет при МВД, который расследует хищение кредитов БТА-банка, выданных компаниям Мухтара Аблязова. По данным "Ъ", 15 марта уже была допрошена дочь начальника службы внешней разведки Казахстана президент принадлежащего господину Аблязову ООО "БТА-капитал" Айгуль Жанкулиева, занимавшаяся экспертизой экономической целесообразности сделки по Витино. Вчера она заявила "Ъ", что не хочет обсуждать этот вопрос. А по словам источника в МВД, Максим Пухликов вызван на допрос 30 марта. Получить комментарии господина Пухликова вчера не удалось: его помощник сообщила, что он находится в загранкомандировке.
Эксперты отмечают, что грузооборот Витино сравнительно невелик — например, Петербургский нефтяной терминал переваливает порядка 12 млн тонн. "Кроме того, в Усть-Луге (Ленинградская область.— "Ъ") достраивается нефтепродуктовый терминал Gunvor мощностью 25 млн тонн, и после его ввода Витино может потерять объемы",— полагает главный редактор информационно-аналитического агентства Portnews Надежда Малышева. По ее мнению, перспективы для развития у порта незначительны из-за сложной ледовой обстановки и низкой пропускной способности железной дороги. По мнению гендиректора исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, если БТА-банк станет владельцем Витино, то в итоге акции порта будут перепроданы по согласованной цене одной из российских госкомпаний, например "Газпромнефти", которая сейчас является одним из крупнейших клиентов порта.