Молдавский компаньон Чайки и «Ростеха» выводит российские миллионы в офшоры?
Расследование молдавскими силовиками коррупционных связей экс-президента страны Игоря Додона может пролить свет не только на источники его личного обогащения, но и на «теневое» финансирование Партии социалистов, почетным председателем которой остается бывший глава государства. Сегодня Додон обвиняется в целом ряде особо тяжких преступлений, включая государственную измену. Кроме того, его связывают со скандально известным молдавским миллиардером и политиком Владимиром Плахотнюком, якобы финансировавшим социалистов. После прихода к власти в Молдавии проевропейского правительства, Плахотнюк стал фигурантом ряда уголовных дел и бежал из страны. В России олигарх обвиняется в организации международного наркосиндиката, а кроме того, его связывают с «ландроматом» - масштабной схемой вывода из РФ 22 млрд долларов, которую по линии силовиков «крышевал» одиозный бывший полковник Дмитрий Захарченко. Позже средства могли выводиться через коммерческие структуры, одним из совладельцев которых выступал младший брат находящегося под домашним арестом бывшего президента Александр Додон. В России его деловым партнером является сын бывшего генпрокурора Игорь Чайка. В частности, им принадлежат ООО «Архплей Девелопмент» и его «дочерние» компании, специализирующиеся на девелопменте и декларирующие многомиллионные убытки. Причиной убыточности может быть аффилированность с кипрским офшором «Мидело Инвестментс ЛТД». Кроме того, Александр Додон вошел в «мусорный» бизнес Чайки, став совладельцем «Промышленного экологического оператора» (ПЭО), а через него - «Национальной экологической корпорации» (НЭК), в число соучредителей которой также входит подконтрольная «Ростеху» Корпорация «Росхимзащита». Сегодня «НЭК» может готовиться Игорем Чайкой и Сергеем Чемезовым на смену мусорному оператору «Хартия», откуда проводится массовое увольнение сотрудников. Это, в свою очередь, открывает новые перспективы перед Додоном.«Двое в лодке»: социалист Додон и олигарх ПлахотнюкНа минувшей неделе Апелляционная палата Кишинева оставила под домашним арестом экс-президента Молдавии Игоря Додона, в отношении которого выдвинуты обвинения в государственной измене, незаконном обогащении, «пассивной коррупции» и финансировании политической партии преступной организацией. Только по пункту о госизмене почетному председателю молдавской Партии социалистов грозит до 20 лет тюрьмы.
Сам политик заявляет о своей невиновности. Руководство находящихся в оппозиции действующему президенту Майе Санду социалистов называет происходящее «дешевым шоу» и давлением со стороны власти. Накануне рассмотрения кассационной жалобы защиты в Кишиневе прошел многотысячный антиправительственный митинг. Российские эксперты не только сравнивают Додона со скандально известным украинским олигархом Виктором Медведчуком, но даже проводят параллели с Нельсоном Манделой.
В деле экс-президента фигурируют видеозаписи, сделанные скрытой камерой еще в 2019 году, на которых Додон запечатлен вместе с Владимиром Плахотнюком – молдавским миллиардером, экс-лидером ранее правящей Демократической партии, некогда известным как «теневой» руководитель республики. На одной из записей Додон и Плахотнюк обсуждают необходимость федерализации страны, на чем якобы настаивал замглавы администрации Кремля Дмитрий Козак, в то время курировавший молдавское направление в ранге вице-премьера, а также возможное создание парламентской коалиции. На второй записи Плахотнюк передает Додону пакет, в котором по версии следствия находились деньги, предназначенные для финансирования Соцпартии.
После смены власти, Плахотнюк бежал из Молдавии причем сообщалось, что помогли ему в этом «украинские друзья» из близкого окружения Петра Порошенко. На родине в отношении олигарха возбужден ряд уголовных дел: его обвиняют в создании ОПГ, вымогательстве, мошенничестве в особо крупных размерах, превышении служебных полномочий, подстрекательстве к фальсификации публичных документов, а кроме того, в выводе из трех молдавских банков 1 млрд долларов. После пребывания в Майами и Турции, беглый миллиардер предположительно обосновался на Северном Кипре.Демократ Плахотнюк и «дело ландромата»У российских силовиков имеются собственные претензии к Плахотнюку: в РФ он обвиняется в руководстве международным наркосиндикатом, осуществлявшим контрабанду гашиша из Северной Африки в страны СНГ. В августе 2019 года Тверской суд Москвы вынес решение о заочном аресте бывшего лидера молдавских демократов.
Но это не все. Имя Плахотнюка СМИ связывали с деятельностью так называемого «ландромата» или «молдавской прачечной» – масштабной схемой вывода из России в 2011-2014 гг. 22 млрд долларов порядка 700 млрд рублей). Той самой, в которой принимали участие бизнесмены Валерий Маркелов и Борис Ушерович – бенефициары группы «1520», одного из крупнейших подрядчиков РЖД, а прикрытие по линии силовиков осуществлял небезызвестный разжалованный полковник Дмитрий Захарченко.
По информации РБК, в схеме, среди прочих кредитных организаций, был задействован находящийся под контролем Плахотнюка и его делового партнера Вячеслава Платона Moldindconbank S.A, откуда финансы перенаправлялись на счета, открытые в швейцарских банках. Сам Плахотнюк поддерживал контакты с Ушеровичем, с которым якобы познакомился через известного молдавского политика, бывшего мэра города Бельцы Ренато Усатого.
Могла ли часть выведенных средств использоваться для финансирования не только Демократической партии, но и социалистов Игоря Додона? Сам экс-президент категорически отрицает, что получал деньги от Плахотнюка. В то же время, по данным «Коммерсанта», на одной из скандальных видеозаписей Додон признал, что финансирование его партии осуществлялось, в том числе, из России, а ежемесячные расходы составляли около 1 млн долларов.Игорь Чайка и Александр Додон находят друг другаВ этом контексте интерес вызывает деятельность младшего брата арестованного политика – бизнесмена Александра Додона, с некоторых пор имеющего коммерческие интересы в России. В частности, еще в 2019 году он стал деловым партнером сына бывшего генпрокурора Игоря Чайки, войдя в число совладельцев компании «Архплей Девелопмент», выкупив долю в 15%. По словам Чайки, фирма должна была заняться реализации девелоперских проектов.
Действительно, в декабре 2020 года СМИ сообщили о том, что подконтрольное «Архплей Девелопмент» ООО «Дубровская»выкупило у группы «ПИК» Сергея Гордеева компанию «ДРСУ-34», которой, в свою очередь, принадлежит земельный участок на юго-востоке Москвы, в 1-м Дубровском проезде недалеко от станции метро «Волгоградский проспект». Здесь новые собственники намеревались возвести порядка 127 тыс. кв метров жилой недвижимости.
Вот только финансовые успехи Чайки и Додона на строительном поприще, вызывают сомнения. Дело в том, что по итогам прошлого года ООО «Архплей Девелопмент» при нулевой выручке официально задекларировало убытки в размере 6,2 млн рублей. В 2020-м выручка компании составила 3,4 миллиона, убытки – 48,1 млн рублей. В «минусе» находится и ООО «Дубровская»: при отсутствии выручки ее убытки в прошлом году составили 60 миллионов, стоимость активов – «минус» 68 млн рублей.
Ничем не лучше положение дел и у застройщика «ДРСУ-34»: выручка в 2021 году – 2,8 млн рублей, убытки – 15,7 миллиона, стоимость активов – «минус» 57,3 миллиона. Для сравнения: годом ранее выручка компании составила 7,5 млн рублей, убытки– 22,4 миллиона, стоимость – «минус» 42,4 миллиона. Не исключено, что секрет многомиллионной убыточности кроется в офшорных связях девелоперов: до начала минувшего мая официальным совладельцем «Дубровской» являлась «прописанная» на Кипре фирма «Мидело Инвестментс ЛТД».
Еще одна российская «дочка» кипрского офшора – специализирующееся на сделках с недвижимостью московское ООО «Ларус Менеджмент». В 2021 году эта коммерческая структура при выручке в 944 тыс. рублей задекларировала убытки в размере более 220 миллионов. Должность гендиректора компании занимает Елена Комахидзе, она же руководит «Дубровской», «ДРСУ-34» и еще целым рядом убыточных коммерческих структур (ООО «Барклая», ООО «Шуваловские дали»); соучредителем некоторых из них до недавнего времени выступала «Мидело Инвестментс ЛТД».
Возможно, за последние годы сотни миллионов рублей «благополучно» осели на кипрских счетах?«Мусорные» интересы Сергея ЧемезоваТогда же, в 2019 году, Александр Додон вошел в число владельцев ООО «Промышленный экологический оператор» (ПЭО): ему принадлежит доля в 8%; Игорю Чайке – 32%. Акционерами выступают также Юрий Пономарев (24%), Олег Белов (20%) и Александр Пономарев (16%). Заметим, что братья Пономаревы являются также соучредителями «Архплей Девелопмент».
«ПЭО» специализируется на сборе неопасных отходов, и здесь у компаньонов дела официально обстоят лучше, чем в девелопменте: по итогам 2021 года выручка предприятия составила 402,6 млн рублей, прибыль– 135,5 миллиона, стоимость активов – 174,4 миллиона. В сравнении с предыдущим периодом финансовый прогресс налицо. Годом ранее компания задекларировала выручку в размере 112,8 миллионаи прибыль в 38,8 млн рублей.
За относительно недолгое время своего существования «ПЭО» успел стать участником судебных разбирательств с известным журналистом Андреем Карауловым, снявшим и разместившим на YouTube видеоролик о деятельности компании в Домодедовском районе Подмосковья, где в ходе рекультивации мусорного полигона оператор якобы наносит непоправимый вред экологии загрязняя грунтовые воды иловым осадком неизвестной консистенции.
В итоге «ПЭО» и его гендиректор Николай Белоглазов обратились с иском в Арбитражный суд Москвы, где в минувшем феврале было вынесено решение, в соответствии с которым содержавшаяся в ролике информация признавалась не соответствующей действительности и порочащей деловую репутацию, а журналиста обязали опубликовать опровержение. Попытка Караулова продолжить юридическое противостояние с компанией сына бывшего генпрокурора в апелляционной инстанции успехом не увенчалась.
В марте 2020 года «ПЭО» стала соучредителем ООО «Национальная экологическая корпорация» (НЭК)– еще одной сомнительной убыточной структуры, также специализирующейся на сборе отходов. В прошлом году владельцем 34% «НЭК» стала Корпорация «Росхимзащита», подконтрольная руководимым Сергеем Чемезовым «Ростеху». Корпорация имеет солидный портфель госконтрактов – более 2,8 млрд рублей в качестве поставщика и 13,4 миллиарда – в качестве заказчика.
«Хартию» Чайки готовят к «сливу»?Кажется непонятным: зачем Чайке создавать новые компании по сбору отходов, если он и так является бенефициаром ООО «Хартия»– одного из крупнейших российских «мусорных» операторов, работающего в Москве, Подмосковье, Тульской, Ярославской и Владимирской областях. В 2021 году при выручке в 11,6 млрд рублей прибыль компании составила 411 миллионов. Портфель госконтрактов в качестве поставщика – 46,8 миллиарда, в качестве заказчика – 14,5 млрд рублей.
На первый взгляд, дела идут блестяще. Вот только чем объяснить тот факт, что в компании отсутствуют сотрудники, которых ранее насчитывалось 3721 человек? Кроме того, много вопросов вызывают финансовые показатели учредителей «Хартии». Так, убытки ООО «Экогрупп» в прошлом году при отсутствии выручки составили 6,6 млн рублей, стоимость активов – «минус» 20,7 миллиона.
Аналогичное положение вещей и в АО «Рекавери», официальным владельцем которого до недавнего времени выступал Александр Пономарев (акционер «ПЭО» и «Архплей Девелопмент»): выручка отсутствует, убытки – 4,1 миллиона, стоимость – «минус» 10,7 млн рублей. Заметим также, что в обеих «материнских» структурах трудится всего по одному сотруднику, а их доли находятся в залоге у Сбербанка, «вливающего» средства в мусорного оператора.
Возможно, «Хартию» банально готовят к ликвидации, чем и вызвано массовое увольнение работников? В таком случае, ей на смену вполне может прийти тот же «НЭК», в создании которого приняла участие Корпорация «Росхимзащита». Кто-кто, а Чемезов своего точно не упустит! В этом случае и перед Александром Додоном откроются новые перспективы, хотя до масштабов деятельности того же Плахотнюка ему, конечно же, далеко. А расследование в отношении его брата, экс-президента Игоря Додона, может раскрыть новые схемы вывода в Молдавию сотен миллионов российских рублей и скрытую от посторонних глаз историю «теневого» финансирования молдавской Социалистической партии.