Градообразующее предприятие Армянска «Крымский титан» продано неизвестной провинциальной компании. Но, похоже, это только ширма, прикрывающая завершение давнего конфликта.
Самый весомый вклад в доходную часть бюджета Республики Крым вносит отнюдь не курортная отрасль. Крупнейшими налогоплательщиками являются два химических гиганта, расположенных на севере полуострова – «Крымский титан» и «Крымский содовый завод». Сначала там работали сосланные «на химию» – был такой вид наказания в СССР, потом вокруг химзаводов сформировались моногорода Армянск и Красноперекопск.
Моногорода украинского олигарха
«Крымский титан» выпускает двуокись титана – белый порошок, используемый при производстве всего белого: краски, бумаги, пластмасс, окон. В украинские времена Крыма заводами завладел выходец с Западной Украины Дмитрий Фирташ. Точнее, завод принадлежал ЧАО «Юкрейніан кемікал продактс» (Ukrainian Chemical Products) и был частью группы компаний Group DF Дмитрия Фирташа. Структуры Фирташа контролировали и карьеры в Житомирской и Днепропетровской областях, откуда поставлялось сырье – руда, содержащая ильменит. После 2014 года ситуация изменилась. Химзаводы фактически по-прежнему принадлежали Фирташу, но формально перешли на работу по российским правилам. Следует заметить, что до этого времени собственного производства диоксида титана в России не было.
После «крымской весны»
«Крымский титан» взяло в аренду специально созданное московское ООО «Титановые инвестиции», которым владеет кипрское ООО «Летан инвестментс лимитед». Легальные поставки сырья в Армянск прекратились, украинский ильменит стали доставлять в Крым кружным путем – то через Турцию, то через материковую Россию.
В 2014 году Дмитрий Фирташ был задержан на территории Австрии местной полицией по просьбе ФБР. Подозревали его в связях с российской организованной преступностью и индийскими коррумпированными чиновниками. Точнее, в даче взятки в $18,5 млн индийским политикам в обмен на лицензии на разработку титановых месторождений в Индии. Фирташ был арестован по запросу США, но впоследствии освобожден под залог в 125 миллионов евро. С тех пор он безвыездно пребывает в Вене, а США добиваются его экстрадиции.
С 2015 года крымские химические заводы находятся под санкциями США и ЕС, но все это время работают и приносят хозяину прибыль. Хотя к трудностям с сырьем добавился дефицит воды, необходимой для производства, когда Украина перекрыла Северо-Крымский канал. Заводы бурили новые скважины, почва засолялась, водные горизонты опускались, вода становилась все более минерализованной. Население, которое там снабжается водой по остаточному принципу, в соцсетях ругали власти.
В 2018 году в Армянске произошла серьезная экологическая катастрофа. Из-за летной засухи выпарился кислотонакопитель (искусственный пруд размером 4 на 10 км), ветер разнес соли серной кислоты, сернистый ангидрид выпал росой и повис в атмосфере. Власти сначала факт превышения допустимой нормы концентрации кислоты отрицали, но потом все же организовали вывоз детей из Армянска в крымские санатории, опустевшие в конце сезона. Объявили было о закрытии завода, но через две недели он возобновил работу.
Банк
На физико-химические сюжеты наложился финансовый, связанный с ВТБ. Банк выдал ссуду в размере 2,5 миллиарда рублей заводу в Армянске. Летом 2016 года, когда подошел срок возвращать кредит, выяснилось: денег нет, а отдавать их некому. Юристы ВТБ сформулировали претензии и начали судиться. В ноябре 2017 года в Московский арбитражный суд поступил иск о признании банкротом ООО «Титановые инвестиции». Однако в марте 2020 года Арбитражный суд Москвы утвердил мировое соглашение между «Титановыми инвестициями» и Банком ВТБ. Производство по делу о банкротстве решено закрыть на стадии наблюдения. Из подробностей известно только, что Минпром РФ посоветовало банку заключить с компанией мировое соглашение и переоформить предприятие на Российскую Федерацию.
И вот в последний рабочий день ушедшего года GROUP DF сообщила: «ЧАО «Юкрейніан кемікал продактс», ранее известное как «Крымский титан» (Армянск, Крым), продало все свои активы в Крыму компании «Русский титан» (РФ). По условиям договора все движимое и недвижимое имущество бывшего «Крымского титана» переходит в собственность покупателя».
Титаны
Никаких подробностей о покупателе ни продавец, ни глава Крыма Сергей Аксенов не сообщили. Более того, некоторые СМИ перевели название покупателя с украинского как «Российский титан». Украинская пресса, комментируя происшедшее, ухватилась за ООО «Русский титан», зарегистрированное в Петрозаводске, основным видом деятельности которого объявлены добыча и обогащение титаномагниевого сырья. Журналисты показали видео, снятое на улицах столицы Карелии, панораму территории, связанной с его юридическим адресом. Ничего похожего ни на мешки с двуокисью титана, ни на легкий металл они там не обнаружили. Поэтому более вероятной кажется версия о том, что номинальным покупателем завода в Армянске является ООО «Русский титан» из Барнаула.
Хотя основным видом деятельности алтайского предприятия является аренда и управление недвижимым имуществом, среди дополнительных указаны производство красителей, пигментов, красок, лаков и прочих основных органических химических веществ. Ровно за месяц до продажи «Крымского титана» в «Русском титане» сменился владелец (он же директор). Им стал Игорь Булатов, который ранее имел общий бизнес в том же Барнауле с предыдущим учредителем «Русского титана» Андреем Слободяном.
Из украинской базы юрлиц следует: бенефициаром «Юкрейніан кемікал продактс» по-прежнему числится Дмитрий Фирташ. ЧАО имеет уставный фонд 736 млн гривен ($28 млн), 22 объекта недвижимости, 19 из них – в залоге.
Вероятно, купить его самостоятельно барнаульская фирма с уставным капиталом 10 тыс руб, в которой еще год назад не числилось ни одного сотрудника, могла едва ли. К тому же вряд ли ВТБ простил такой долг украинской компании. Поэтому можно выдвинуть версию о том, что «Русский титан» – просто ширма. Вот только чьи интересы она прикрывает?