Бинбанк чуть не остался без лицензии четыре года назад

Источник
Высокий суд Лондона рассматривает спор между люксембургским фондом и кипрской компанией, контролировавшейся экс-владельцем Бинбанка Микаилом Шишхановым. Из материалов суда следует, что Бинбанк мог потерять лицензию в 2015 году
Бинбанк мог лишиться лицензии в 2015 году, следует из материалов Высокого суда Лондона о споре на $50 млн между двумя компаниями — люксембургским фондом Athena Capital и Crownmark — компанией, находившейся под контролем бывшего совладельца Бинбанка Микаила Шишханова.

В 2015 году Бинбанк был держателем проблемных еврооблигаций, выпущенных итальянской группой Mediobanca, сказано в показаниях стороны Микаила Шишханова. Евроблигации были потенциально дефолтными из-за того, что их купоны эмитент привязал к финансовому результату Athena, а тот выдал кредит кипрской компании Larienta Management Ltd на $50 млн. Эта компания значится владельцем двух логистических центров — «Котельники» и «Крекшино». Оба логистических центра находились в залоге у Пробизнесбанка, следует из отчета АСВ об инвентаризации имущества.

Такие же бумаги на сумму 3,2 млрд рублей были на балансе Пробизнесбанка. Последний потерял лицензию в августе 2015 года, после чего у кипрской Larienta Management начались финансовые трудности. «Дефолт Larienta Managment Ltd был значительным событием для Бинбанка и мог потенциально привести неприятным последствиям вплоть до отзыва банковской лицензии», — говорит представитель компании Шишханова в материалах суда. Чтобы этого избежать, Шишханов принял решение взять обязательство по уплате процентов испытывающей трудности Larienta Managment на себя — на компанию Crownmark — до тех пор пока она пытается взыскать c Larienta два логистических центра. С октября по декабрь 2015 года преимущественно по телефону велись переговоры по этому поводу между представителем Шишханова Игорем Бомониным и командой Athena — и были достигнуты некие устные договоренности.

Теперь вокруг них и ведется спор в Высоком суде Лондона. Сторона Шишханова утверждает, что она не брала на себя обязательство погасить основное тело долга, если не взыщет активы, а Athena утверждает обратное — что Crownmark должен погасить долг в $50 млн.

В материалах суда не указан объем бумаг на балансе Бинбанка, но из его отчетности следует, что на конец 2016 года на балансе были производные инструменты, выпущенные Mediobanca, на сумму 3 млрд рублей.

Риск отзыва лицензии из-за обесценения этих бумаг у банка действительно был. «Если предположить, что эти евробонды не были зарезервированы, то обесценение активов Бинбанка на 3 млрд рублей в период с 2015 года по март 2016 года выглядит вполне критичным для организации», — говорит управляющий директор отдела валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов. Если бы дефолт случился в этом промежутке, то банк нарушил бы в зависимости от конкретной отчетной даты либо достаточность собственных средств (Н1.0), либо достаточность основного капитала (Н1.2), рассчитал Беликов. «Нарушение любого из нормативов в течение срока более 5 дней является основанием для предупреждения банкротства или отзыва лицензии», — говорит эксперт. Вопрос в том, были ли созданы резервы под эти бумаги.

Бинбанк во втором полугодии 2015 года увеличил резервы на возможные потери по облигациям с 3 млрд до 8 млрд рублей, приводит данные отчетности Беликов. «Сказать, направлялись ли эти средства на покрытие рисков по требованиям конкретно к Mediobanca, оперируя публичной отчетностью, нельзя», — заключил Беликов.

Шишханов был прав. В марте 2016 года, проведя инвентаризацию имущества Пробизнесбанка, АСВ оценило такие же бумаги на его балансе почти в ноль.

«Случай, описанный в материалах суда можно отнести к экзотическим - я не сталкивался в российской практике с тем, чтобы банки брали на себя обязательства по другим компаниям ради того, чтобы не допустить дефолт по структурным облигациям. Но мотивы компании Шишханова вполне понятны — перед лицом угрозы снижения нормативов достаточности капитала ниже критических такой шаг выглядит очень обоснованным», — говорит Беликов.

С Микаилом Шишхановым связаться не удалось. Athena и Mediobanca не ответили на запрос. Forbes ожидает ответа АСВ.
Персоны Компании
Семья Бориса Минца не порадовалась "Открытию"
В июне банки «Траст» и «ФК Открытие» подали иск в Высокий суд Лондона против бывшего владельца O1 Properties Бориса Минца и трех его сыновей. В июле стало известно, что суд заблокировал активы ответчиков на $572 млн. «Ведомости» ознакомились с судебными материалами. Как оказалось, банки хотят взыскать с Минца и его сыновей более $700 млн. В приказе судьи Джейкобса от 16 июля подробно описано, почему суд принял такое решение.
Бывший бизнес Елены Батуриной втянул в себя миллиард рублей «Уральского банка реконструкции и развития»
Кредиторы выстраиваются в очередь за средствами «Строительной компании Стратегия»
Михаил Гуцериев поглядывает за границу
Собственник группы "Сафмар" Михаил Гуцериев уже готов уехать из России потому что его компании являются хроническими должниками?
Михаил Шишханов потратил 255 миллиардов рублей Рост Банка на своих "дочек"
Банк «Траст» со второй попытки смог оспорить сделки по выводу из Рост Банка 255 млрд руб. Юристы называют и саму схему вывода, и факт ее оспаривания прецедентными.
Сергей Собянин неровно дышит к Сергею Гордееву
Кто может стоять за поджогами спорных мест для застройки в Москве?
Сергей Собянин не всем даст заработать на реновации
Как устроен самый масштабный проект столичного мэра
Михаил Гуцериев сдал калий в "Траст"
Банк плохих активов получил 25% калийного бизнеса Гуцериева в Белоруссии.
Сергей Гордеев готовит для москвичей автозаки
Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России и разбирается с недовольными жителями
Сбербанк не отлипнет от «Интеко»
Сбербанк намерен оставаться миноритарным акционером девелоперской компании «Интеко». Основной владелец компании — банк «Траст», находящийся под управлением ЦБ, готов продать свой пакет не раньше 2023 года. Один из вариантов — проведение IPO. Но для этого менеджменту необходимо нарастить портфель проектов.
Автовазбанк убежал от братьев Ананьевых
В «Трасте» оказались активы, связанные с экс-владельцами ПСБ братьями Ананьевыми, а также 20 миллиардов рублей долгов производителя телефонов Fly.
Михаил Шишханов заложил курицу в «Траст»
Бизнесмен уступил «Русгрэйн Холдинг».
У «Интеко» истощился портфель
Глава попавшего в портфель «токсичного» банка девелопера «Интеко» Александр Николаев рассказал о начале подготовки к IPO, выходе из капитала компании структуры Сбербанка и о том, как влияет на работу квазигосударственный статус.
Михаил Гуцериев закрыл для себя «Сафмар»
Бизнесмен передал долю в холдинге своему сыну Саиду.
Однокурсник Путина Ильгам Рагимов вышел из королей недвижимости
Рынок коммерческой недвижимости продолжает стагнировать. Подробности - в новом рейтинге Forbes.
«Траст» не верит в Тиграна Нерсисяна
Банк добивается банкротства девелопера бизнес-центра.
Гуцериев требует 16,7 миллиардов рублей с «ФК Открытие»
До санации Бинбанк, объединившийся теперь с «ФК Открытие», обещал им выкупить бонды «Открытие холдинга».
«ФК Открытие» сбагрила требования к СУ-155 и Utair в банк плохих долгов
«ФК Открытие» передала проблемные и непрофильные активы на 438 миллиардов рублей в банк плохих долгов. Среди них требования к экс-владельцам банка, Utair, группе компаний Александра Мамута, обанкротившимся «Трансаэро» и СУ-155.
Олег Карчев принялся за банкостроение
Бывший владелец обанкротившейся финансовой группы "Рост", в которую входили 7 российских банков, намерен снова поиграть в тот же конструктор. Бизнесмен планирует объединить банк "Реалист" и Байкалинвестбанк.