Торговая марка (ТМ) «Би-2» стала свободна для использования. От неё отказались артисты, финансирующие ВСУ и объявленные в России персонами нон грата. Это редкий случай в современной юридической практике России. Теперь пользоваться названием рок-группы сможет каждый. А вот «застолбить» отказной бренд в качестве товарного знака, по словам юристов, не получится.
«Октагон» обнаружил, что товарная марка (ТМ) музыкальной группы Александра Умана и Игоря Бортника (Минюст признал их иноагентами) аннулирована. Согласно базе Роспатента, это произошло весной текущего года, спустя пару месяцев после ареста в Таиланде участников «Би-2» за нарушение миграционного законодательства и депортации в Израиль.
До декабря 2023 года товарный знак «Би-2» принадлежал ООО «Группа Би-2» гражданина Австралии Умана* (Шура Би Два) и гражданина Российской Федерации Бортника* (он же – Егор Бортник и Лёва Би Два). Эта компания до сих пор является действующей и зарабатывает в России: её прошлогодняя выручка составила 38,1 млн рублей, на балансе – активы стоимостью 33 млн рублей.
При этом оба участника группы, как следует из базы «Контур.Фокус», продолжают делать налоговые отчисления в бюджет РФ – задолженности ни за ними, ни за их компанией не значатся. У Бортника* до сих пор действующий статус ИП, в 2020 году он даже получил коронавирусные субсидии от ФНС в сумме 24 тыс. рублей.
В конце декабря 2023 года товарный знак «Би-2» был перерегистрирован на Марию Крутову-Вьюгину, являющуюся пресс-секретарём группы. В феврале-марте этого года состоялась аннуляция ТМ по заявлению правообладателя.
Юридическую сторону вопроса разъяснил партнёр юридической фирмы Nevsky IP Law Кирилл Митягин.
Он отметил, что в данном случае аннулирование торговой марки не связано с экономией на пошлинах: они были оплачены до 2031 года, то есть следующий платёж – в 2031-м, размер взноса – 20 тыс. рублей за 10 лет.
– Тут демонстративное поведение правообладателя по отказу от использования знака, которое подчёркивает, что деятельность группы в России под данным наименованием прекращена. Отказ от ТМ означает, что правообладатель больше не сможет запретить использование знака в России другими лицами, – комментирует юрист.
Однако есть нюанс, о котором упомянул собеседник «Октагона»:
– Отказ вовсе не означает, что любое лицо сможет зарегистрировать свой товарный знак. В случае такой попытки Роспатент откажет в регистрации, поскольку наименование «Би-2» в России всё ещё ассоциируется с музыкантами группы, и регистрация товарного знака на другое лицо будет вводить потребителей в заблуждение. Наша юрфирма сталкивалась с такими отказами на собственном опыте: мы отказались от использования названия «Патентограф» в своём проекте, а бывший партнёр захотел зарегистрировать его на себя, но Роспатент уже два раза отказал ему в регистрации. Таким образом, фактически бренд перешёл в общественное достояние.