Тогда доставленные на завод цистерны с топливом вдруг сдвинулись с места, потеряв тормоза, и врезались в один из терминалов с ГСМ. В результате произошел взрыв, а потом несколько дней пылал пожар. Как отмечали еще тогда эксперты, да и сами работники РЖД, авария стала логическим следствием построенной за многие годы системы в управлении железными дорогами. Ведь аварии и даже катастрофы в компании происходят с пугающей регулярностью.
Начало этой системе, основанной на полном отсутствие дисциплины и порядка, а также повальной коррупции положил ее многолетний руководитель Владимир Якунин. В его бытность и случилась авария с пожаром на Рязанском НПЗ.
«Дальнейшее же его [Якунина] пребывание на этом месте становилось уже опасным для него самого – компания настолько неэффективна и погружена в коррупционные схемы, что рано или поздно это бы закончилось плачевно», – говорили о тогдашнем начальнике в кулуарах федеральной власти.
Сейчас Якунина уже на РЖД нет. Пришел новый вроде бы энергичный руководитель Олег Белозеров. Что-то изменилось? Как поговаривают эксперты, стало не только не лучше, а еще хуже. Что сделал для начала Белозеров? Повысил жалование топ-менеджерам, не забыв и себя любимого. В среднем годовой доход господина начальника РЖД превышает 80 миллионов рублей. Если брать зарплаты его ближайшего окружения, то их рост составил более 14 процентов, а общая смета на зарплаты приблизилась к полутора миллиардам рублей!
«Скажи мне, кто твой друг…»
Белозеров быстро сообразил, с кем надо водить дружбу для процветания своей новой компании. Точнее, не столько себя самого. Сошелся он прежде всего с братьями Аркадием и Борисом Ротебергами. Как сошелся? С братьями сойтись можно лишь на одном условии – поделиться самыми «вкусными» бизнес-проектами. С подачи Белозерова структуры Ротенбергов получили такие выгодные (прежде всего, в финансовом плане) проекты, как строительство скоростной автотрассы «Москва-Санкт-Петербург», федеральной трассы М-4 «Дон», М-11 «Нарва» и М-9 «Балтия» и т.д.
Участники железнодорожного рынка поговаривают, что миллиардер хочет приватизировать часть РЖД. Если это действительно так и есть, то глава РЖД вряли будет этому препятствовать. Ведь семейство Ротенбергов имеет колоссальный вес в Кремле, благодаря давней дружбе страшно сказать с кем…
Дружба Белозерова и Ротенбергов, главным образом, Аркадия развивалась стремительно и динамично. А, главное, на взаимовыгодных началах. Так, в позапрошлом году пенсионный фонд «Благосостояние», который принадлежит РЖД, стал мазоритажным акционером (более 35 процентов акций) строительной компании «Мостотрест». Продала этот пакет компания Marc O’Polo Investments Ltd. Это оффшор, который контролирует, как, собственно и «Мостотрест» Аркадий Ротенберг. Сумма сделки составила ни много, ни мало более 10 миллиардов рублей!
«Мутное» прошлое»
Своему карьерному взлету господин Белозеров обязан (кто бы в этом сомневался) питерскому прошлому. Он работал в «Ленэнерго» и сошелся с неким Кадкиным. Тот в свою очередь являлся совладельцем самого известного в стране клуба дзюдо «Явара-Нева». Управлял он клубом совместно как раз с Аркадием Ротенбергом, к которому на тренировку приходил Владимир Путин
. Но Кадкина вскоре арестовали. Он подозревался в хищении почти 50 миллионов рублей, выделенных на ремонт тепловых сетей северной столицы.
Вместе с ним Белозеров в начале 1990-х владел петербургским ТОО «Кентавр», а также ОАО «Лагун».
Подчеркнем, что, работая в «Ленэнерго» с 1998 по 2000 годы, Белозеров одновременно входил в совет директоров и был миноритарным совладельцем (0,7%) петербургского Северо-Западного инвестиционно-финансового агентства, основным акционером которого (83,3%) было ОАО «Лагун». Бывшие работники этого агентства в своих резюме отмечали, что оно «эксклюзивно провело всю приватизацию предприятий Ленинградской области». Так вот, вспоминая дзюдо и Ротенберга, злые языки утверждают, что сделано все это Белозеровым было явно не без протекции друга Ротенберга и ее надежной «крыши» во властных структурах.
Вагоны двинем – бюджет «попилим»?
Как и предшественник Якунин, нынешний глава РЖД не стесняется глубоко залезать в карман государству. И это при том, что сам на каждом углу кричит, что его компания самоокупаемая и живет на счет собственных доходов. Какое там! Как «эффективно» работает руководство РЖД, выяснили активисты Общероссийского Народного Фронта. По их данным, только на закупку персональных автомобилей госкорпорация тратит до 40 миллионов рублей ежегодно. Кстати, тот же ОНФ составил на основании своих рейдов и проверок индекс расточительности государственных компаний. Так вот, по этому показателю РЖД занимает твердое, но вряд ли почетное, второе место. Только одна машина обошлась более чем в 8 миллионов!
Кто ездит на купленных авто? Явно не машинисты, проводники и стрелочники. Средняя зарплата этого слоя РЖД едва дотягивает до 20 тысяч рублей в месяц. А Больше и взять на увеличение неоткуда. Вспомните, какие жалования у Белозерова и топ-менеджеров. Во многом, из-за этого и происходят сбои на железнодорожных путях (какой нормальный специалист будет работать на такие гроши». И приходят в отрасль случайные люди, и забывают подложить под колеса вагонов «башмаки» ( железнодорожные тормоза). И врезаются вагоны на полной скорости в самые опасные промышленные объекты. И происходят от этого взрывы и пожары. Может быть, после иска компании такого влиятельного в Кремле человека, как глава «Роснефти» Сечин, и для самого Белозерова вспыхнет «пожар»?