Перебравшийся из Монако в Великобританию бывший совладелец разорившегося Внешпромбанка Георгий Беджамов, похоже, решил избавиться от остатков своей знаменитой яхтенной флотилии и перейти к сухопутному образу жизни на британских островах. Первой яхтой, которую Беджамов продал еще минувшим летом, была 66-метровая Ester III, спущенная на воду в 2014 году на одной из лучших в мире верфей — немецкой Lurssen.
Как сообщали СМИ, Беджамов мог реализовать ее за €79,5 млн. Однако, по слухам, беглый банкир на самом деле мог расплатиться этим элитным судном с принцем Монако Альбертом, который, как говорят, посодействовал снятию с Беджамова ареста, наложенного Интерполом по запросу российских правоохранительных органов. После того, как Георгий Беджамов был выпущен из-под непродолжительного ареста в Монако, он предпочел уехать из этого государства в Великобританию. Возможно, такой переезд был частью договоренности с властями княжества, которые хоть и спасли банкира-мошенника от выдачи в Россию, но могли поставить условием его немедленный отъезд. После этого Беджамов объявился в Лондоне, который, как известно, практически никогда не выдает беглецов ни России, ни иным недружественным странам.
На минувшей неделе в СМИ появились сообщения о том, что Георгий Беджамов продал еще одну свою яхту – 50-метровую Ester II, которую неизвестный покупатель приобрел за за €14 млн. Эта яхта была построена на итальянской верфи CodecasaShipyards и, похоже, уступала немецкой Ester III в роскоши и ходовых качествах. Однако не только этими обстоятельствами обусловлена относительно низкая цена продажи судна.
По-видимому, Беджамову кто-то в Лондоне посоветовал вести себя скромнее, не загромождать местный порт яхтенной флотилией и не покупать слишком дорогих особняков. Можно предположить, что Беджамов внял этому совету и не стал торговаться за вторую яхту, сбыв ее за столько, сколько сразу предложили. Теперь у Беджамова остается всего одна еще более скромная яхта Ester I длиной 35 метров, которую, по слухам, он тоже выставил на продажу. Однако по другим сведениям Ester I, построенная в 2007 году на итальянской верфи Falcon, уже тоже продана и даже переименована в Chox. Во флотилии экс- банкира было всего три яхты, которые он называл по имени своей дочери.
Впрочем, существует и еще одна версия распродажи яхтенной флотилии Георгием Беджамовым. Как писали СМИ, руку к улаживанию его проблем приложил бывший глава «Уралкалия» и по совместительству владелец футбольного клуба «Монако» Дмитрий Рыболовлев. Якобы за эти неформальные услуги Беджамов передал Рыболовлеву 330 миллионов евро. Кроме того, беглый банкир якобы слил Рыболовлеву и спецслужбам Монако (считай, Евросоюза) всю информацию о вкладчиках Внешпромбанка и движению средств по их счетам. Как сообщали СМИ, этот компромат может стать весьма серьезным средством для торга с российскими властями. Эксперты не исключают, что компромат и деньги Дмитрий Рыболовлев будет использовать и в своих частных интересах.
Что же касается Георгия Беджамова, то вряд ли он отдал Рыболовлеву последние накопления: известно, что помимо выведенных из Внешпромбанка в офшоры денежных средств экс-банкир заранее обзавелся в Европе недвижимостью и другими активами. Возможно, продажа яхт была совершена для того, чтобы частично компенсировать средства, переданные Рыболовлеву. Но не исключено также, что Беджамов аккумулирует деньги на решение своих проблем в Великобритании, где в обмен за покровительство от него могли потребовать инвестиций в определенные проекты.
Напомним: во Внешпробанке, в котором к началу 2016 года была обнаружена «дыра» в 215 миллиардов рублей, хранила сбережения российская элита –например, семьи Сергея Шойгу, Дмитрия Козака, Александра Жукова,Николая Токарева и многих других. Всего вклады частных лиц оцениваются на сумму в 70 миллиардов рублей, и эти средства безвозвратно пропали. Помимо частных лиц в банке Беджамова держали свои счета крупные компании. Например, РПЦ хранила там 1,5 миллиарда рублей, Олимпийский комитет России — 8,5 миллиардов, МИД РФ — 6,2 миллиарда рублей, Транснефть — порядка 9 миллиардов рублей. Все эти средства также испарились. Сестра Георгия Беджамова и бывший руководитель Внешпромбанка Лариса Маркус находится в России под арестом: в отношении нее расследуется уголовное дело о мошенничестве в особо крупных размерах.