На первом месте в этом году — глава «Газпрома» Алексей Миллер (оценка возраграждения — $17,7 млн). Президент «Роснефти» Игорь Сечин
занимает вторую строчку при оценке вознаграждения $13 млн. В прошлом году они получили, по данным Forbes, $27 млн и $17,5 млн соответственно.
Суммарное вознаграждение всех участников рейтинга сократилось за год в полтора раза. Рейтинг покинули бывший руководитель «Банка Москвы» Михаил Кузовлев, бывший глава РЖД Владимир Якунин, гендиректор «ЕвроХима» Дмитрий Стрежнев, бывший руководитель «Русгидро» Евгений Дод, бывший глава «Башнефти» Александр Корсик и бывший гендиректор «Мегафона» Иван Таврин. Их места заняли: СЕО компании Vimpelcom Жан-Ив Шарлье, гендиректор «Полюса» Павел Грачев, предправления «Интер РАО» Борис Ковальчук, гендиректор «Металлоинвеста» Андрей Варичев, президент «Транснефти» Николай Токарев и СЕО X5 Retail Group Игорь Шехтерман.
По курсу вниз. Девальвация рубля сократила доходы топ-менеджеров в среднем в полтора раза
За пять лет суммарные выплаты руководителям компаний упали почти ровно так же, как курс рубля
В этом году рейтингу Forbes «25 самых дорогих руководителей» исполняется пять лет. Мы начали составлять его во времена невиданной щедрости работодателей, пик которой пришелся на 2012 год: тогда 25 крупнейших компаний России, по официальным данным, выплатили всем своим топ-менеджерам в общей сложности $1,89 млрд. В 2014 году общая сумма была скромнее — $1,23 млрд, а в 2015-м — всего $827 млн. С 2012 года суммарные выплаты сократились в 2,3 раза, примерно на столько же упал и курс рубля.
Зарплаты и премии руководителей российских компаний в подавляющем большинстве случаев (90%, по оценке управляющего партнера Horton International Андрея Филиппова) сегодня фиксируются в рублях, а не в долларах и евро, как было раньше. Специалисты по подбору персонала утверждают, что сами менеджеры продолжают считать свои доходы в твердой валюте. «В последние годы компании шли в двух направлениях: -одни все переводили в рубли, а другие все оставляли в долларах, но переставали платить премии», — говорит Георгий Абдушелишвили, старший партнер консалтинговой компании Ward Howell International.
Ряд участников последнего рейтинга Forbes сохраняют валютные контракты. У главы X5 Retail Group Игоря Шехтермана минимальная сумма годового вознаграждения по контракту составляет $4 млн. Об этом компания сообщает в своем годовом отчете. Жан-Ив Шарлье (Vimpelcom) и Владислав Соловьев (UC Rusal) также зарабатывают в долларах. Соловьев, годовое вознаграждение которого, $7,4 млн, раскрыто в отчете UC Rusal, за год переместился в рейтинге с 25-го на 6-е место (см. таблицу).
В госкомпаниях вознаграждения руководителей обычно фиксируются в рублях. В НК «Роснефть» это правило распространяется на членов правления, а для членов совета директоров суммы указываются в долларах. Председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов (№9 в рейтинге) получил в 2015 году премию за работу в совете директоров «Роснефти» в размере $530 000. Госкомпании по-прежнему не публикуют информацию о доходах своих руководителей. Порадовала в этом году только «Интер РАО» — ее гендиректор Борис Ковальчук, сын основного акционера банка «Россия» Юрия Ковальчука 162, за 2015 год заработал 212,6 млн рублей ($3,5 млн). Ситуация с частными компаниями ничем не лучше. Поэтому наш рейтинг составлен в основном по оценкам.
Методика составления рейтинга осталась прежней: мы ограничили круг потенциальных участников 70 крупнейшими по выручке за 2015 год предприятиями, исключив из них госкорпорации и компании, которыми управляют собственники, такие как «ЛУКОЙЛ», «Норильский никель» или «Новатэк».
Оценка в большинстве случаев получена путем расчетов на основе суммарного вознаграждения, выплаченного высшему руководству в 2015 году (эту цифру компании обычно раскрывают в отчетах). Оценка учитывает краткосрочное вознаграждение (зарплата, премии и иные виды вознаграждений), долгосрочное вознаграждение (выплаты на основе акций) и вознаграждение, полученное от участия в советах директоров дочерних обществ. В расчет включены бонусы по результатам 2014 года, выплаченные в 2015 году, и не включены бонусы за 2015 год, которые были выплачены весной-летом 2016-го. Для конвертации был использован средний курс за 2015 год — 61,3 рубля за доллар.
Результаты приведены в таблице. Если компания раскрыла вознаграждение своего руководителя в годовом отчете или предоставила информацию по просьбе Forbes, в рейтинге фигурируют официальные данные.