Багровая река "Норильского никеля"

Источник
Компания регулярно сбрасывает отходы в речку Далдыкан и травит ее обитателей - об этом свидетельствуют спутниковые снимки американской NASA.
В начале сентября в Красноярском крае случилась экологическая катастрофа – протекающая близ Норильска малая река Далдыкан неожиданно окрасилась в бурый цвет. Причиной ЧП сразу же было названо воздействие Надеждинского металлургического завода – одного из ключевых предприятий заполярного филиала компании «Норильский никель», занимающегося переработкой медного концентрата. Указав, что подобное происходит уже не в первый раз, экологи потребовали от природоохранных властей наказать виновных.
Однако прошло больше месяца, а о реакции так и не слышно. Дело спускают на тормозах, не желая связываться с могучей корпорацией?

Предметом широкого обсуждения река Далдыкан стала 6 сентября, когда в сообществе «Типичный Норильск» «Вконтакте», а следом в других социальных сетях появились фото – меж покрытых редколесьем берегов тек багрово-красный поток. Снимки покрасневшей реки моментально заполонили новостные ленты. Пока новостные порталы задавались вопросом, что же стало причиной цветовой метаморфозы, сами норильчане однозначно указывали: виновником экологического бедствия может быть только Надеждинский металлургический завод.

Нас там нет!

Впрочем, на самом предприятии категорически открестились от обвинений. Более того, спустя двое суток пиар-служба «Норникеля» разместила на официальном сайте сообщение, в котором заявлялось, что ничего страшного не произошло, вода в реке имеет естественный цвет. То есть не верь глазам своим. Однако было уже поздно – слишком широко новость о природном ЧП разнеслась по СМИ. В результате глава Минприроды Сергей Донской лично поручил Росприроднадзору провести проверку по факту загрязнения реки. После этого позиция «Норникеля» моментально стала иной – на том же сайте появилось заявление, в котором корпорация уже признавала не только факт покраснения воды, но и свою причастность к этому.

Как сообщалось, на Надеждинском заводе проходил комплекс работ по реконструкции так называемого хвостохранилища – сооружения для хранения отходов производства. В начале сентября проводились финальные работы по монтажу трубопровода. В местах врезки трубы были сделаны дамбы для предотвращения растекания загрязненной воды. Однако – вот беда так беда – 5 сентября в регионе прошли аномальные дожди, и дамбы не выдержали, вследствие чего соли железа и попали в Далдыкан, окрасив его воды в кровавый цвет. В общем, мы тут ни при чем, во всем виновата плохая погода, мать ее...

Погода действительно порой способна натворить больших бед. Вот только если верить данным «Гисметео», то выясняется: 5 сентября в Норильске не было отмечено никаких дождей. Небольшие облака на небе присутствовали, еще с востока дул слабый ветерок, а дождя не было. Молчат об аномальных осадках и местные новости, которые, по идее, должны были сообщить о сильном ливне.

Такое же сомнение вызвали и уверения «Норникеля» о том, что попавшие в реку соли железа не представляют никакой опасности для людей и фауны. «Заявлять о том, что соли железа не представляют опасности, да еще в таком количестве, – это слишком громкое заявление. Даже обычная безобидная поваренная соль в больших количествах может стать причиной и болезни человека, и отравления флоры и фауны. А то, что там количества были немаленькие, говорит сам за себя цвет воды в реке, где уже произошло разбавление этих хвостов во много раз. И потом, с какой стати речь идет только о солях железа? Там, можно предположить, достаточно большой букет и других солей», – приводит экологическая организация «Беллона» мнение эксперта Андрея Золоткова.

В результате поведение «Норильского никеля» напомнило известную поговорку про ужа и горячую сковородку. Впрочем, потеря репутации за беду нынче в России почти не считается, другое дело деньги. Потому осталось ждать, как на ЧП отреагируют власти, тем более, как говорилось выше, разобраться в ситуации с рекой приказал сам министр. Во что обходится удар по природе?

Все зло от США

Итак, оставалось ждать решения природоохранного ведомства. Однако тут история неожиданно получила продолжение. Верно говорят патриоты: все зло от Америки. Нежданно-негаданно в середине сентября аэрокосмическое агентство США на своем официальном сайте опубликовало заявление, в котором однозначно говорилось: в красный цвет вода окрашивалась и раньше. В подтверждение своих слов американцы приложили сделанные из космоса снимки окрестностей Норильска, сделанные в разные годы. «Спутники собрали изображения красного окрашивания в водах вокруг Норильска в несколько периодов, в том числе в июле 2015 года, июле 2014-го, августе 2013-го, июле 1998-го и в сентябре 1997 года. На снимках изображены реки в теплое время года, пока вода не замерзает», – говорилось в коммюнике НАСА.

Тут же приводилась ссылка на слова исследователя из Кембриджского университета Гарета Риза, который лично видел окрашенную в красный цвет воду во время своей поездки в Норильск в середине 1990-х годов. В качестве решающего аргумента приводились снимки спутникового наблюдения, сделанные 9 августа 2001 года и 10 августа 2016-го. На обоих отмечены потоки красной жидкости, которые идут от ведущего к «хвостохранилищу» трубопровода. Если так, то случившееся экологическое ЧП вовсе не форс-мажор, как это хотят представить, а сложившаяся тенденция!

Конечно, верить заокеанской структуре, озаботившейся неизвестно с чего экологией в отдельно взятом российском регионе, опасно. Потому мы направили в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю запрос с просьбой прокомментировать, действительно ли вода в окрестностях Надеждинского завода краснеет столь регулярно, – наверняка оте­чественные природоохранители должны держать руку на пульсе. Заодно попросили известить, установлен ли виновник загрязнения и какие меры были к нему приняты, – именно красноярские чиновники проводили проверку по факту ЧП. Увы, ответа мы так и не получили.

40 тысяч за воду

Потому пришлось обращаться повторно – на этот раз в Росприроднадзор. Только после этого начальник Красноярского управления Андрей Калинин прислал ответ. «В рамках административного расследования установлено, что при производстве работ на трубопроводе нейтрализованной пульпы Надеждинского металлургического завода ПАО «ГМК Норильский никель» допущено загрязнение р. Далдыкан с превышением нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию алюминия, железа, марганца, никеля, цинка. Юридическое лицо ПАО «ГМК Норильский никель» за допущенное правонарушение привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ», – указывалось в нем.

Согласно Кодексу об административных нарушениях за загрязнение водных объектов предприятие должно заплатить штраф в размере от 30 до 40 тыс. рублей. Для корпорации с ее миллиардными оборотами – капля в море. Также с виновника могут потребовать возместить вред, нанесенный водоему, но этот вопрос пока что рассматривается в управлении.
Потому гораздо больше нас интересовал ответ на другой вопрос: верна ли информация НАСА о том, что вода имеет хронический красный цвет? Ведь в этом случае проблема выглядит куда более масштабно, и речь следует вести о воздействии «Норильского никеля» на экологию в принципе. Увы, природоохранители, похоже, не заметили вопроса или тактично его проигнорировали. Что неудивительно – американцы могут клеветать себе на здоровье, а «Норникель» для Красноярского края является важнейшим производственным ресурсом.

P.S.Однако вопрос, судя по всему, требует ответа. Поскольку в то время, пока природоохранное ведомство проводило проверку, Рос­технадзор параллельно вел свою. В итоге было установлено: в ПАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» имеется целый ряд нарушений в области безопасности гидротехнических сооружений, в том числе на пульпопроводах. Где произойдет выброс в следующий раз?
Персоны Компании
Последний бой Копейского машзавода
Российские машиностроители решили дать бой обнаглевшим сырьевым монстрам. В РФ развернулась отчаянная борьба между Копейским машиностроительным заводом (КМЗ) и компанией «Уралкалий». Причина — отказ КМЗ за копейки, в прямом смысле этого слова, поставлять уникальные комбайны для калийного олигарха Дмитрия Мазепина.
Михаил Прохоров продаст 12% UC Rusal за $700 млн
Пакет выкупает совладелец компании – Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника.
Люди Усманова и солнцевские бандиты распилят деньги для аэропорта "Внуково"
Аэропорт «Внуково» получит госгарантии на 5,5 миллиардов рублей.
«Эта земля стала нашей»
Главный военный прокурор «увяз» в борьбе за свое благосостояние.
Замок от границы переломлен пополам
Генералы ФСБ, директор СВР и прочие чиновники застраивают личными дачами территории вдоль рубежей России и Финляндии.
Угольная «яма» Виктора Вексельберга
Скандальный миллиардер упорно напрашивается на неприятности в России.
Портовые бедствия Владимира Лисина
Рождение, жизнь и кома затратной транспортной империи металлургического "короля".
Опасный маршрут
Владимир Лисин вложил в свой транспортный холдинг более $7 млрд. Почему сейчас он стоит в три раза меньше?
Золотоносный Сухой Лог попал в категорию рискованных вложений
В РФ объявят снова конкурс на золотое месторождение, которое дешевле не разрабатывать.
"Русал" озадачил кредиторов
Компания просит одобрить выплату дивидендов.
Муса Бажаев полез за громадным кредитом к Сбербанку
Миллиардер Муса Бажаев после покупки итальянского курорта на Сардинии решил взять внушительный кредит у госбанка на «Русскую платину».
Полезные ископаемые Сергея Донского
Глава Минприроды впал в «недра» скандалов.
Полный «тайдон» Цориева
Кемеровский олигарх окажется в «кювете».
Николаю Токареву Игорь Сечин прописал настырного миноритария
Фонд UCP Ильи Щербовича может приотрыть завесу тайны над коррупцией в "Транснефти".
Зарах Илиев и Год Нисанов скупают Подмосковье
Компания, аффилированная с Годом Нисановым и Зарахом Илиевым, скупает элитные земли Подмосковья.
Как Якушев бизнес «крышует»
У тюменского губернатора головокружение от «успехов».
Жизнь без правил Искандера Махмудова
Их вместо закона олигарх устанавливает себе сам.
Леонид Михельсон вторгнется в Якутию
Глава «Новатэк» намерен захватить газовый рынок республики Саха.