Журнал «Компания» рассказывает, какую роль играли эти активы в бизнес-империи Ахметова и что с ними стало.
Что ждет «Азовсталь» и ММК им. Ильича
Планами по освоению обоих предприятий 18 мая поделился глава ДНР Денис Пушилин. По его словам, ММК им. Ильича будет не только восстановлен, но и модернизирован, сейчас уже ведется оценка стоимости этих работ.
«В наших планах — провести оценку, и она уже поверхностно, но тем не менее началась. Планируем завод восстановить. Он должен работать. Продукция, производимая на этом заводе, сейчас очень востребована», — заявил Пушилин.
Он отметил, что Ахметов допустил остановку доменных печей и совершил еще «ряд нарушений в технологических процессах» еще до возникновения боев. Однако глава ДНР не сомневается, что вложенные в обновление завода средства окупятся за счет выгодного логистического расположения объекта — возле Мариупольского порта.
Иная участь ждет «Азовсталь», который долгое время оставался последним очагом сопротивления Вооруженных сил Украины в Мариуполе. Как пояснил Пушилин, власти ДНР учли мнения мариупольцев, которые сетовали на то, что завод загрязнял окружающую среду с момента появления. Поэтому объект будет снесен.
«На мeсте "Азовстали" плaнируются другие прoекты. Это, возмoжно, будет площадка тeхнопарка, или жилой рaйон, или парковая зoна», — цитирует ТАСС главу ДНР.
Восстановление ММК им. Ильича обойдется существенно дешевле восстановления «Азовстали», поскольку этот завод меньше пострадал от разрушений, сказал в беседе с «Компанией» доктор экономических наук и профессор РАНХиГС Андрей Марголин.
«Не стоит сбрасывать со счетов и гуманитарные соображения — нацистская символика не подлежит восстановлению, а с "Азовсталью" она связана весьма существенно», — добавил он.
Что известно о предприятиях
Оба завода входят в горно-металлургическую компанию Рината Ахметова «Метинвест». В 2021 году холдинг получил рекордные суммы на фоне высоких мировых цен на руду. Так, за девять месяцев прошлого года компания заработала больше, чем за весь 2020-й: ее доход вырос на 78%, до $3,6 млрд, EBITDA — в 4,4 раза, до $6,1 млрд.
«Метинвест» входит в SCM — самую большую инвестиционную группу Украины, конечным бенефициаром которой является Ринат Ахметов. В портфель SCM также входят ДТЭК, ПУМБ, «Укртелеком», «Медиа Группа Украина», UMG Investments, «Лемтранс», ЭСТА, HarvEast, АСКА, «АСКА-Жизнь» и другие компании. Всего — более 500 предприятий, на которых трудоустроены порядка 200 тысяч человек.
Состояние самого Ахметова на начало 2021 года оценивалось в 11,7 млрд долларов. Он занимает 131-ю строчку рейтинга самых богатых людей мира.
Входящие в холдинг «Азовсталь» и Завод имени Ильича также демонстрировали высокие показатели. Согласно отчетности компании, за минувший год они произвели 8,6 млн тонн стали, что составляет около 90% всей стали группы. Всего же металлургический сектор давал «Метинвесту» порядка 80% доходов. С началом спецоперации производственные показатели упали, так как руководство холдинга перевело в режим горячей консервации четыре предприятия: «Азовсталь», ММК им. Ильича, Авдеевский КХЗ и Запорожский КХЗ. Их производственная деятельность была приостановлена, говорится в релизе «Метинвеста».
«Азовсталь» — «хромающий на одну ногу объект», падение которого началось еще в 90-х годах, утверждает политолог и ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. По его словам, несмотря на то что у предприятий один владелец, их эффективность «принципиально разная». Так, ММК им. Ильича изначально был более перспективным, с высоким уровнем выплавки. К тому же там находится современное оборудование.
«На "Азовстали" же процветало воровство — в 1990–2000-х оттуда вообще выносилось оборудование», — рассказал Абзалов.
Азовсталь и ММК
Он также добавил, что «Азовсталь» сильно зависит от коксохимической промышленности, расположенной в юго-восточной части Украины, от угля. Все поставки металлургической продукции в итоге завязаны на пропускную способность портов Азовского моря. Особенность этого моря заключается в том, что оно неглубокое, его приходится прокапывать, чтобы обеспечить проход судов.
«Логистика поставок через Бердянск и Мариуполь очень проблемная. В такой ситуации, конечно, логично оставить более независимый ММК, который меньше пострадал при спецоперации, и обнулить "Азовсталь". Тем более что у Украины, как оказалось, нет потребности в таком количестве металла, которое производят сразу два предприятия», — считает эксперт. Кроме того, еще до конфликта Пушилин утверждал, что судьба «Азовстали» предрешена, напомнил Абзалов.
Влияние на бизнес Ахметова
Утрата активов серьезно подорвала капитализацию холдинга. Если в феврале Forbes оценивал ее в $11,4 млрд, то теперь оценка в четыре раза ниже — $3 млрд. При этом «Метинвест» все равно остается пока самой дорогой частной компанией Украины. По данным Forbes, ММК им. Ильича стоит порядка $4,3 млрд, а «Азовсталь» — $2,8 млрд. Это 37% от февральской стоимости всех активов «Метинвеста».
ММК им. Ильича и «Азовсталь» были ядром украинского металлургического бизнеса, отмечает руководитель консалтинговой фирмы MCI Александр Сирык. На данные предприятия из ГОКов поступало 35–40% железорудного сырья, из которого уже производилась стальная продукция, подчеркивает президент «Укрметаллургпрома» Александр Каленков.
Лишь четверть продукции мариупольских заводов шла на внутренний рынок, остальное отправлялось на экспорт, как правило, в виде слябов (стальная заготовка — Прим. «Ко») для перекатных заводов «Метинвеста» в Англии и Италии.
Европейские предприятия, куда холдинг отправлял слябы без квотирования, позволяли обходить ограничения на поставки проката в Евросоюз. Благодаря такой бизнес-модели «Метинвест» получал преимущество перед российскими конкурентами. «Например, перед Новолипецким металлургическим комбинатом благодаря ближайшему расположению к Европе», — говорит Сирык. Однако теперь заводы холдинга в Европе оказались в сложной ситуации, им приходится искать слябы по всему миру по более высоким ценам.
Сам Ринат Ахметов добровольно отдавать ДНР свои мариупольские активы не намерен. По словам бизнесмена, общая стоимость его предприятий, разрушенных и пострадавших из-за боевых действий, до 24 февраля превышала $20 млрд. Кроме того, на мариупольских объектах находилось сырье и готовая продукция на сумму в $1 млрд.
«Мы обязательно предъявим претензии против РФ с требованием возместить все убытки», — заявил предприниматель в интервью итальянскому телеканалу RAI.