Агентство Fitch понизило рейтинг Азиатско-Тихоокеанского банка (АТБ), который входит в первую сотню российских банков, и допустило риск оттока вкладов из-за проблем у его «дочки» — банка М2М, обслуживающего богатых клиентов. Чистый риск АТБ составил почти 10 мрлд руб. Проблемы у банка М2М начались еще в начале этого месяца. Так, накануне ноябрьских праздников правление банка неожиданно оповестило своих клиентов о прекращении обслуживания электронных платежей. Клиенты (а это, в основном, очень респектабельные люди) что называется, в массовом порядке бросились спасать свои весьма не маленькие сбережения. Но денег досталось уже далеко не всем. В активах М2М неожиданно образовалась финансовая «дыра»!
По данным из открытых источников, на 60% упал объем вкладов физлиц, почти на четверть сократились средства предприятий и организаций, на 26% уменьшился собственный капитал. Запасы высоколиквидных активов снизились более чем на 70%. Доля просроченных ссуд в портфеле высокая – 15,4% и растет в динамике. За семь месяцев 2016 года финансовое учреждение понесло 601,8 млн рублей убытка.
И здесь сразу возникли вопросы к «папе» М2М – Азиатско-Тихоокеанскому банку (АТБ). Многие задумались, как входящий в первую сотню по своим активам банк смог допустить финансовый коллапс в своей «дочке». И здесь многие наблюдатели присмотрелись к фигуре Андрея Вдовина, владельца АТБ. Он приобрел банк М2М в июле этого года. И странным образом, дела у него, как, собственно, и у АТБ пошли резко на убыль. И это-то с многомиллиардными активами обеих кредитных организаций!
Для справки об АТБ
Азиатско-Тихоокеанский банк - один из крупнейших игроков рынка финансовых услуг на Дальнем Востоке. В свое время он был региональным подразделением Промстроймбанка по Амурской области. После реорганизации в 1992 году на свет появился Амурпромстройбанк, который сохранил клиентские и деловые связи в регионе, а в 2006 году превратился в Азиатско-Тихоокеанский банк. Это произошло после приобретения его структурами все того же «Петропавловск-Финанса». За короткое время банк превратился в крупное универсальное кредитное учреждение с отделениями в 18 регионах России. Но принципиально важным преимуществом банка стала его лидерская позиция по обслуживанию внешнеторговых операций на Дальнем Востоке. Несмотря на всю универсальность, основные маршруты его финансовых связей совпадают с золотыми путями. И это обстоятельство куда более важное, чем финансирование несистемной оппозиции.
«Дела» Вдовина
Андрей Вдовин – бизнесмен-«многостаночник». Помимо банковской сферы у него еще не один сегмент бизнеса. В частности, Вдовин – владелец крупной ритейлерской сети «Азбука Вкуса». Но еще важнее то, что банкир является совладельцем корпорация «Петропавловск Финанс». Она выросла на фундаменте золотодобывающей компании Peter Hambro Mining, основной актив которой — ОАО «Покровский рудник». Сейчас эта компания называется «Петропавловск», по именам британца Питера Хамбро и россиянина Павла Масловского. Оба вышеназванных человека – давние партнеры Вдовина. Как поговаривают, фирма является для них поистине «золотым» дном.
А еще злые языки утверждают, что неожиданные экономические проблемы и банка М2М, и АТБ возникли как раз из-за других активов Андрея Вдовина. Якобы, активы кредитных организаций попросту выводятся через структуры банкира.
Банковских дел мастер?
Андрей Вдовин стал едва ли не главным действующим лицом в банкротстве крупнейшего банка Бурятии БайкалБанк. Дело в том, что, воспользовавших доверительными отношениями с первым руководителем банка Вадимом Егоровым, каким-то образом сумел получить в БайкалБанке астрономический для его активов кредит более чем в 200 миллионов рублей. И это при том, что уже год назад (время получения займы) банк испытавал серьезные финансовые проблемы.
Позже, сменившее Егорова руководство БайкалБанка признало выданный креди априори невозвратным. Куда Вдовин потратил полученные деньги, можно только гадать. А гадать сильно не приходится, вспомнив фирмы, которые контролирует банкир! В банковской среде ходят разговоры о том, что Егоров предполагал привлечь к санации БайкалБанка Азиатско-Тихоокеанский банк Вдовина. Но этого не случилось. В марте 2016 года Вдовин прекратил какие-либо выплаты в рамках обслуживания своего кредита.
Показательная история случилась со сделкой по купле-продаже Экспобанк. Британский банк Barclays купил ООО «КБ «Экспобанк» у компании «Петропавловск Финанс», конечными владельцем которого в том числе являлся Андрей Вдовин, за 745 млн долларов. Как упоминалось ранее, самым сенсационным здесь был коэффициент – «4 к капиталу». Подчеркивалось, что таких оценок банковский рынок не знал и, видимо, еще долго не узнает. Как заявлял генеральный директор подразделения розничных и коммерческих банковских услуг группы Barclays Фриц Сигерс, «мы в России всерьез и надолго. Мы рассматриваем Экспобанк как стратегически важную платформу для развития бизнеса группы Barclays».
Но уже три года спустя после долгих поисков покупателя Barclays избавился от Экспобанка. Причем сумма сделки уже скромно умалчивалась. Как отмечали позже наблюдатели, в сделке с Barclays речь шла о продаже дешевого актива дорого уважаемому игроку на Западе, а потом продавцы аккуратно забрали «премию», оплачивая репутационные услуги.
Неизвестно, знали ли в британском банке, что перед сделкой из Экспобанка в НБР (позже переименованный в M2M Private Bank) были выведены счета крупных частных клиентов.
Умалчивается и о том, какова роль в том, что Barclays поспешил избавиться от своего российского актива, Андрея Вдовина, ставшего членом совета директоров Барклайс Банка, как стала называться российская «дочка» Barclays.