Как стало известно "Ъ", сотрудники Федеральной службы судебных приставов (ФССП) планируют сегодня изъять у супруги и сына бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина дорогостоящие автомобили Lexus XL-570, Bentley Mulsanne и Mercedes S63. Основанием является решение суда по иску Генпрокуратуры РФ, требовавшей обращения в доход государства незадекларированного имущества экс-чиновника и его ближайших родственников. Сам господин Хорошавин, обвиняемый СКР во взяточничестве, напомним, пытается оспорить в Конституционном суде закон о конфискации имущества до вынесения приговора.
К изъятию активов семьи Хорошавиных ФССП приступила после того, как 20 мая текущего года Южно-Сахалинский областной суд удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ, которая настаивала на конфискации незадекларированного имущества бывшего чиновника и его ближайших родственников. Их адвокаты сочли судебное решение несправедливым и с тех пор пытаются добиться его отмены. Их жалобы апелляционная инстанция Сахалинского облсуда отклонила, теперь предстоит кассация, дата которой еще не назначена. Одновременно, как сообщал "Ъ", бывший губернатор и его родственники направили жалобу и в Конституционный суд. Они оспаривают антикоррупционный закон N230 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госдолжности, и иных лиц их доходам", на основании которого суды по инициативе Генпрокуратуры могут санкционировать конфискацию имущества подследственного и его семьи еще до вынесения приговора по его делу.
По данным "Ъ", еще до решения по этим жалобам ФССП уже документально оформила изъятие у Александра Хорошавина жилого дома площадью 938 кв. м; нежилого помещения (172 кв. м) в селе Успенское Одинцовского района Московской области; четырех земельных участков в Подмосковье; а также автомобиля Bentley Continental стоимостью 13,3 млн рублей. Исполнительные листы были выписаны даже на подарочные сабли, ножи, кортики, ювелирные украшения "желтого и белого цвета", а также импортные шариковые и перьевые ручки.
Адвокат семьи Хорошавиных Иван Миронов сообщил "Ъ", что защита считает проводимую ФССП конфискацию абсолютно незаконной. Господин Миронов пояснил, что в соответствии с федеральным законом N230 изъятию подлежит только незадекларированное имущество, тогда как многие предметы, которые сейчас забирают приставы, были внесены в декларации. А некоторые другие вещи, например те же нательные крестики или украшения супруги экс-чиновника, были приобретены еще до того, как он стал губернатором. Конфискация же задекларированного имущества, отметил адвокат, возможна только по приговору в отношении экс-чиновника, который еще не вынесен, при этом неизвестно, каким он будет.
Господин Миронов также сообщил, что в декларации о доходах Александр Хорошавин указал, что в 2009-2014 годах заработал не менее 55 млн руб., что позволяло его семье законно покупать дорогостоящие вещи.
Адвокатов особенно возмущает то обстоятельство, что сына и жену бывшего чиновника — Илью и Ирину Хорошавиных — могут в конечном итоге выселить из тех московских квартир, в которых они прописаны и которые являются их единственным жильем. А это запрещено законом. У Ильи Хорошавина к тому же изымают вещи, которые приобретались им самим уже в совершеннолетнем возрасте (230-й закон разрешает изымать незадекларированное имущество, записанное на несовершеннолетних родственников обвиняемого в коррупционном преступлении).
В службе судебных приставов вчера не стали обсуждать с "Ъ" обстоятельства изъятия имущества семьи Хорошавиных и ограничились словами, что действуют строго в рамках закона.