Автоимперия на грани: Рушан Сахбиев атакует «Акос» и его отцов-основателей

Источник
Из-за долга в 300 млн. рублей Сбербанк подал иски о банкротстве 9 компаний старейшего автодилера Татарстана.
Покупателя автоцентра «Акоса» на Горьковском шоссе, раскинувшегося на 2 га, ищет Сбербанк, параллельно выбивая долги через суд. Как выяснил «БИЗНЕС Online», попытки договориться мирным путем провалились, однако главный владелец бизнеса Александр Стариков оптимизма не теряет.

«БЕНЕФИЦИАР ЗАЯВИЛ ОБ ОТСУТСТВИИ СРЕДСТВ»

Отделение Сбербанка в Татарстане, возглавляемое Рушаном Сахбиевым, потребовало признать банкротами 9 компаний, входящих в ГК «Акос», а также подало иски о банкротстве 5 топ-менеджеров холдинга: руководителя группы Александра Старикова, а также Василия Вахрамеева, Эдуарда Мухтарова, Сергея Кулагина и Михаила Котлярова. Двое последних на данный момент вышли из бизнеса, однако, как и действующие топ-менеджеры, выступили поручителями по кредитам.

С 2012 по 2014 год компании холдинга брали несколько траншей на общую сумму в 300 млн. рублей на три года для пополнения оборотных средств, пояснил «БИЗНЕС Online» Арсений Колобов, заместитель управляющего отделением Сбербанка в Татарстане. Платежные обязательства были нарушены, и банк потребовал досрочно вернуть деньги, но увы. «Бенефициар бизнеса заявил об отсутствии денежных средств для погашения долга», — продолжает банкир. Тогда, по словам Колобова, в Сбербанке предложили компании рассрочку и льготный период, однако и на это предложение «Акос» не согласился. Кроме этого, в банке отмечают, что «Акос» должен был подтвердить источники обслуживания долга, но этого сделано не было. При этом банк заподозрил проблемного клиента в подозрительных манипуляциях: «Бизнес со всех организаций, кредитующихся в Сбербанке и являющихся поручителями по обязательствам перед Сбербанком, переведен на другие компании группы, выручка по которым не раскрыта», — указывает Колобов.

К счастью для банка, в залоге находится автосалон на Горьковском шоссе, 49 — ранее в нем продавались «Мицубиси», сейчас — «Датсун и «ГАЗ». Его Сбербанк, по сути, уже выставил на продажу. «Банк приглашает на переговоры желающих приобрести данный автосалон», — обратилась через «БИЗНЕС Online» кредитная организация к потенциальным партнерам. Правда, по оценке банка, залог покроет долг не полностью, поэтому и поданы иски о банкротстве.

Пока что в суде непосредственно предъявлен иск на 90,4 млн. рублей, однако источники «БИЗНЕС Online», близкие к кредитной организации, отмечают, что это только первый транш, в дальнейшем будут выставлены требования и на оставшуюся сумму. Основным должником выступает ООО «Фирма Имавто», остальные компании в судебных делах фигурируют в роли поручителей. Среди них ООО «Трейд Плюс» (ранее известное как «Акос Трейд»), ООО «Грант Авто» (прежнее наименование — «Гранат Авто»), ООО ПТЦ «Автотракторсервис», ООО «СТО Комавто», ООО «Научно-Производственная компания», ООО «Акавто» (прежнее наименование — «Акос Авто»), ООО «СТО ГШ» (прежнее наименование — «Акос ГШ») и ООО «Агростройтранс-ОПТ». Их суммарная выручка за докризисный 2014 год превышает 4,2 млрд. рублей (впрочем, не исключены внутренние прогоны).

В то же время это далеко не все группы компаний «Акос». Согласно базе данных «Контур-Фокус», Стариков лично в качестве учредителя или соучредителя фигурирует в 29 компаниях. Вне арбитражных разбирательств остаются, например, «Акос-СТО» — 1,7 млрд. рублей, «Акос-Моторс» (выручка — 218 млн. рублей), «Акос-Закамье» (выручка — 21,8 млн. рублей), «Акос-Премиум» (выручка — 736 млн. рублей) и другие. Словом, бизнес разложен по множеству корзин. Суммарный финансовый результат фирм, по которым доступна отчетность, по итогам 2014 года составляет 82,8 млн. рублей.

«АКОС»: УГРОЗЫ ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ НЕТ

Сам совладелец «Акоса» винит в происходящем Сбербанк, отказавшийся рефинансировать кредит старому клиенту — 14 лет прежнего сотрудничества роли не сыграли. «В условиях кризиса и сопутствующего спада продаж это привело к просрочке платежей. На сегодняшний день мы продолжаем переговорный процесс, в том числе и на уровне руководства Волго-Вятского банка Сбербанка РФ», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель группы Александр Стариков.

Пока же переговоры тщетны. «Мы рассчитывали заключить мировое соглашение с банком, однако условия банка оказались невыполнимыми для нас при нынешнем состоянии авторынка. Если точнее, то предлагался короткий период рассрочки с небольшим льготным периодом и, соответственно, высокими ежемесячными платежами», — рассказал Стариков.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в компании, в условиях падения продаж все силы направлены на повышение доходности по всем видам деятельности и оптимизацию затрат. Чтобы расплатиться с долгами, компания активно распродает имущество. К примеру, проданы земельный участок и производственная база в Куркачах. «Мы планировали продать еще часть объектов, на которые у нас уже были реальные покупатели, и реструктуризировать оставшуюся задолженность, однако Сбербанк отказался снимать обременение с них и подал иски о введении процедуры банкротства», — сообщили нам в компании.

При этом «Акос» не согласен со сделанной Сбербанком оценкой заложенного автосалона. Дилерский комплекс компании на Горьковском шоссе включает в себя земельные участки общей площадью 2 га и недвижимость общей площадью 10 тыс. кв. метров. Собственную оценку этой недвижимости в «Акосе» называть не стали, но утверждают, что его продажа с лихвой перекрывает весь долг.

Отметим, что комплекс на Горьковском шоссе, 49 — одна из жемчужин «Акоса». Согласно данным официального сайта, там расположены автосалоны Mitsubishi и ГАЗ, дилерский центр Datsun, а также сервисный центр Hyundai. Потеря такого мощного центра при всех случаях — удар по бизнесу.

Напомним, что ранее похожие судебные трения возникли у «Акоса» с Промсвязьбанком, правда, масштаб спора существенно меньше: банк потребовал досрочно вернуть 50 млн. рублей и погасить проценты. Суды по этому иску в Вахитовском районном суде Казани продолжаются. Автодилер объяснил «БИЗНЕС Online» причину проблем падением интереса в Татарстане к «Мицубиси» и открыл против банка «второй фронт» в Арбитражном суде РТ, оспаривая одностороннее повышение процентов. Суд, однако, «Акосу» отказал, автодилер подал апелляционную жалобу.

«С другими банками таких проблем нет, — утверждают в компании и подчеркивают. — Все наши дилерские центры продолжают работать в штатном режиме, угрозы прекращения деятельности группы нет».

Судя по данным Росреестра, один из основных партнеров «Акоса» — Энергобанк. По крайней мере, здания автосалонов в Казани на проспекте Победы, 214 и 216, а также в Набережных Челнах на улице Низаметдинова, 1 и 5 и в Альметьевске на улице Герцена, 1 имеют обременение в виде ипотеки, взятой именно в этом банке. На автосалоны Suzuki и KIA на Аделя Кутуя, 96 ипотека взята в «АК БАРС» Банке.

В Энергобанке газете «БИЗНЕС Online» дали подчеркнуто лестную характеристику взаимоотношениям: «Группа компаний „Акос“ кредитуется в АКБ „Энергобанк“ с 2006 года. Кредитная история положительная на протяжении всего периода сотрудничества, в настоящее время никаких просроченных платежей не допускается, проблемная задолженность отсутствует», — отмечается в ответе банка.

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НА РЫНКЕ

Компания «Акос» работает на авторынке Татарстана и России с 1991 года, что делает ее одной из старейших в республике и стране. В 2011 году в ознаменование 20-летия компании Стариков дал интервью изданию «Автоклуб-Казань», в котором рассказал историю создания бизнеса.

Во время его работы в казанском филиале Академии наук власти решили создать на базе КАМАЗа и филиала академии межведомственную лабораторию по исследованию автомобильной техники и повышению ее качества. В 1991 году на основе этой лаборатории, где работал Стариков, и было создано первое предприятие группы.

Первоначально компания занималась автобусами, сотрудничая с Павловским и Курганским автозаводами, но затем переориентировалась на легковые автомобили. Стариков объяснил это тем, что обновление легковушек редко превышает три-четыре года, а коммерческий транспорт в те времена мог служить и по 10 - 20 лет. «В 1994 году мы заключили первый в республике контракт с зарубежным предприятием — корейским концерном Daewoo», — вспоминает Стариков.

Ныне группа является дилером Nissan, KIA, Suzuki, Infiniti, Mitsubishi, Datsun, а также ГАЗа и «Русских автобусов» (автобусы «ПАЗ», «КАВЗ», «ГоЛаз», «ЛиАЗ»). Согласно данным на сайте компании, ежегодно «Акос» продает около 5 тыс. машин. Автосалоны расположены в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске. Всего на данный момент у группы, по ее данным, 14 действующих автосалонов.

«Акос» регулярно входил в рейтинг «БИЗНЕС Online» крупнейших предприятий Татарстана. Причем в 2013 году группа компаний, предоставив консолидированную отчетность, заняла в нем довольно высокую — 30-ю — позицию. Однако затем в «Акосе» отказались от такой практики, поэтому показатели оценивались по компании с самой большой выручкой в группе — ООО «Акос-СТО», что в итоге с выручкой в 1,7 млрд. рублей обеспечило ей 199-е место.

Отметим, что и в прошлый кризис «Акос» сталкивался с проблемами. Так, в 2010 году ВТБ подал иск о досрочном возврате 87 млн. рублей, который был удовлетворен. Суд тогда обратил взыскание на комплекс зданий, находящихся по адресу: Альметьевск, ул. Герцена, 1Б. Интересно, что на данный момент по этому адресу по-прежнему работает «Акос».

К слову, легкое дежавю в нынешней ситуации могло возникнуть и у Сахбиева с Колобовым, которым уже доводилось весьма жестко сражаться с должниками-автодилерами. В 2011 году Сбербанк после нескольких попыток реструктуризаций забрал за долги в 980 млн. рублей два автосалона компании «Таттранском»

Чем закончится нынешнее разбирательство, сказать трудно. Пока что предъявляемые к выплате долги не выглядят неподъемными с учетом масштабов бизнеса «Акоса». С другой стороны, и малозначительными проблемы не назовешь, тем более что авторынок по-прежнему в ауте. Пока же компании удалось одержать локальную победу: 6 июня прекращено дело о личном банкротстве в отношении Кулагина. По мнению суда, пока у банка нет на руках исполнительных листов о взыскании задолженности, этот чувствительный для бизнесменов вопрос поднимать рано.

«РЫНОК СЖАТ, И КОМУ-ТО ПРИХОДИТСЯ УХОДИТЬ»

Аналитики, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что в условиях нынешнего жесточайшего кризиса участникам авторынка не позавидуешь.

Вячеслав Зубарев — генеральный директор ТТС:

— Рынок Татарстана находится в перманентном кризисном состоянии. Говорить о преодолении кризиса не приходится, думаю, в ближайшие время этого не произойдет. Это даже не кризис, а новая ситуация, которая продлится достаточно долго. Все автомобильные компании будут сейчас испытывать не лучшие времена. Продажи по сравнению с пиковым 2013 годом в среднем по рынку упали вдвое.

Основные меры, которые принимают игроки, — это повышение эффективности, снижение затрат. Каждый по-своему этим занимается. Объемы техобслуживания тоже снижаются, потому что у людей денег нет и на проведение регламентных работ. Падение идет везде, но на продаже машин это более заметно.

Азат Тимерханов — руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»:

— С января по начало апреля 2016 года количество дилерских центров в стране сократилось на 6 процентов. Это данные только за три месяца, и тенденция к сокращению продолжается. В 2014 году общее количество дилерских центров в стране по легковым автомобилям составило свыше 4 тысяч. Они были рассчитаны на объем в 3 миллиона машин ежегодно, а продано по итогам 2015 года было всего 1,5 миллиона новых автомобилей. Естественно, это не те показатели, на которые рассчитывали собственники. Рынок сжат, и кому-то приходится уходить. Поэтому количество дилерских центров сокращается и, по-видимому, продолжит сокращаться, пока рынок находится в таком положении.

В целом Татарстан на общем фоне выглядит хорошо и является одним из лидеров по количеству приобретаемых автомобилей, что объясняется хорошими экономическими показателями региона относительно средних показателей.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Комитет автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса в РФ пока опубликовал данные лишь за первые четыре месяца года. Согласно им, за январь-апрель 2016 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России стали меньше на 14,7 процента, чем за аналогичный период прошлого года. С одной стороны, можно говорить о продолжении кризиса, ведь показатель ниже, чем в прошлом году. С другой — по сравнению с началом года темпы снижения продаж замедляются, что позволяет утверждать, что отечественный авторынок постепенно переходит в состояние равновесия, пусть пока и неустойчивого. Вряд ли такие показатели должны удивлять. Хорошо известно, что в условиях кризиса в экономике продажи машин снижаются. Автомобиль не является предметом первой необходимости, это не тот товар, который человек приобретает в первую очередь, имея деньги. Когда потребитель принимает решение о покупке машины, он делает это не сразу, а взвешивает все за и против. Одним из определяющих факторов является цена, но перед этим потенциальный автовладелец определяет для себя главное — его собственные перспективы, сколь безоблачным будет его будущее. В частности, будет ли у него работа — источник дохода, приемлемы ли условия кредитования, если машина будет покупаться не на собственные средства, и так далее. И если потенциальный автовладелец не имеет ответов на эти вопросы или если они отрицательные, то вряд ли он купит автомобиль. Скорее он создаст запас продуктов и хозтоваров на тот случай, если лишится работы, но приобретать средство передвижения не станет, а нынешняя непростая экономическая ситуация лишь укрепляет потенциальных покупателей в этом.

Естественно, такая динамика продаж отражается и на дилерах. Но нужно принять во внимание, что у них есть возможность выбора. Они, как правило, не только реализуют новые машины, но и занимаются сервисным обслуживанием, продают запасные части, продают подержанные машины. У них есть пространство для маневра, что позволяет им остаться на плаву. Возможно, что кто-то из них вообще перестал продавать автомобили и стал заниматься другими видами деятельности. Необходимо разбираться в каждом случае невыплат по кредитам, ведь не факт, что их причиной могла стать именно продажа новых автомобилей.
Персоны Компании
В дальний путь
Как меняются РЖД с новым президентом.
По «уральским самоцветам» прошелся полный «Сиенко»
О том, как не совсем «вменяемый» глава госкомпании Олег Сиенко доводит предприятия ВПК до «коматозного» состояния
Бизнес-партнер Гуцериева замахнулся на землю «Ленфильма»
Структуры, связанные с бизнес-партнером миллиардера Михаила Гуцериева, сорвали планы «Ленфильма» ценой 2 млрд рублей. Бизнесмены заявили свои права на часть земли на Тамбасова, выставленную на аукцион.
Троян вскрыли на Урале
В России задержаны участники преступного сообщества хакеров.
«На пороге новой реальности»: во сколько обойдется Петербургский форум
Петербургский экономический форум, главное деловое событие в России, в этом году может стать самым дорогим за свою историю. Несмотря на экономию, расходы выросли не только у организатора форума, но и у его участников.
Откуда берет деньги семья Хотиных
Как и многие другие бизнесмены, свою империю они построили на кредитные деньги.
Ремонт для «ЦентрОбуви»: спасет ли бизнес сети ее новый владелец
Основным акционером оказавшейся на грани банкротства «ЦентрОбуви» стал предприниматель Дмитрий Вернимонт.
Дикая индейка Инги Сечиной
Дочь главы "Роснефти" делает загадочные платежи через ООО «Хорошие люди».
Битва за «Красный Октябрь»: кому достанется крупнейший завод спецсталей
Имущество завода «Красный Октябрь» арестовано, его владелец стал обвиняемым в уголовном деле и уверяет, что стал жертвой рейдерской атаки.
Беззащитное банковское подполье
Подготовленный к проникновению пролом в полу банка «Открытие» на Индустриальном выявил огромную дыру в безопасности финансовых учреждений, ответственных за хранение ценностей и народных накоплений. Эта дыра оказалась в банковских подвалах.
Британский акцент: какова роль сына и наследника Михаила Гуцериева в семейном бизнесе группы БИН
Семья доверила Саиду Гуцериеву нефтепереработку. Пригодилось ли ему британское образование и опыт работы в Glencore?
План Б
Война за активы «короля Черкизона» Тельмана Исмаилова переносится на берега Анталии?
Кризисная щедрость: как растут доходы руководителей российских компаний
Доходы руководителей крупнейших российских компаний растут последние три года, несмотря на экономический кризис.
Как друг Чемезова инвестировал в автопром
Виталий Мащицкий собирал для Renault-Nissan акции «АвтоВАЗа», а для Daimler – «Камаза».
За кредит ВТБ Владимиру Киселеву расплатится сама Русская медиагруппа
Радиохолдинг не в состоянии вернуть банку за год 3,5 млрд рублей, уверен его основатель Сергей Кожевников.
«Козел отпущения» из «Волгомоста»
Крымские чиновники подставили строителя Керченского моста?
Кого пленит "мусорная собственность"
Острые процессы в сфере, связанной с хранением твердых бытовых отходов, похоже, мало интересуют омских чиновников
«Как нельзя остановить жизнь и весну»
Почему губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев не видит смысла в заморозке тарифов на услуги ЖКХ.