Тысячи людей начали свои летние отпуска с многочасового ожидания в аэропортах. Многочисленные задержки рейсов на прошлой неделе допустила авиакомпания «ВИМ-Авиа». В настоящий момент деятельность авиаперевозчика уже проверяет транспортная прокуратура. Но вот загадка: «Росавиация» выносит грозные предупреждения, прокуроры бдят, а воз и ныне там.
Для «ВИМ-Авиа» горячий сезон начался еще пару недель назад. Тогда в аэропорту Домодедово разгневанные отпускники даже заблокировали зал аэропорта из-за массовой задержки чартеров авиакомпании в Турцию и на Кипр. Впрочем, тот инцидент, как оказалось, был только началом. Дальше задержки рейсов стали случаться одна за другой. И вот уже в середине недели стало известно, что рейс перевозчика из Петербурга в Анталию отменили вовсе.
Накануне в том же Пулкове задержали вылет в Болгарию. Около 300 пассажиров много часов ждали вылета. Сейчас расследованием этого инцидента занимается Северо-Западная транспортная прокуратура. И, судя по всему, на этом злоключения пассажиров «ВИМ-Авиа» не ограничатся. Скорее всего список задержанных или отмененных рейсов существенно пополнится. В авиакомпании главной причиной срыва чартерного расписания называют то, что не все воздушные суда удалось получить вовремя после прохождения планового техобслуживания.
Казалось бы, форс-мажорная ситуация. Но это только на первый взгляд. Так, например, прошлым летом «Росавиация» также фиксировала у «ВИМ-Авиа» многочисленные систематические задержки. В частности, с 1 июня по 22 июля прошлого года компания допустила 875 задержек регулярных и чартерных рейсов более чем на два часа. А один рейс из аэропорта Пулково в Бургас тогда и вовсе был задержан на 39 часов. Знаете, что тогда называлось в числе основных причин задержек? Правильно! Позднее прибытие воздушных судов, технические неисправности и отсутствие у компании резервных самолетов. И точно так же, как нынче, транспортная прокуратура тогда «с особым пристрастием» проверяла деятельность авиаперевозчика.
Таким образом, политика «ВИМ-Авиа» представляется вполне себе ясной: компания берет на себя повышенные обязательства, выполнить которые удается далеко не всегда. Сокращать, хотя бы частично, чартерную программу авиаперевозчику тоже не очень-то хочется: в этом году со стороны туроператоров наконец-то появился стабильный, а главное, большой спрос. Вот и получается, что туроператоры требуют чартеров, авиакомпании обещают их предоставить. Выполнить же обязательства получается далеко не всегда.
Олег ПАНТЕЛЕЕВ, исполнительный директор агентства «Авиапорт»:
– Поскольку заказчиками чартерных рейсов являются туроператоры, то авиакомпания не может в одностороннем порядке прекратить продажу билетов на тот период, когда она не в состоянии обеспечить перевозку, или вернуть людям деньги за уже проданные билеты. В этом смысле перевозчик является заложником ситуации. Поэтому он пытается найти варианты: взять на рынке другие самолеты, передать заказ коллегам-конкурентам. В принципе ситуация сводится к тому, что, если дефицит воздушных судов серьезный, авиакомпания действительно должна искать, кому отдать этот заказ. Если же дефицит не очень большой, то может получиться так, что перевозчик сформирует очень плотный график, но в этом случае любой технический сбой может привести к тому, что одна задержка рейса потянет за собой следующую задержку.
Кому принадлежит «ВИМ-Авиа»
100% акций авиаперевозчика принадлежат супругам Рашиду и Светлане Мурсекаевым. Основу авиапарка «ВИМ-Авиа» составляют суда Boeng 575-200, которые Рашид Мурсекаев купил еще в 2003 году с большим дисконтом у «дочки» компании Lufthansa. После чего владельцы компании заключили договоры с туроператорами на чартерные перевозки, и всего за полтора года авиаперевозчик превратился в крупнейшего чартерного оператора.
По слухам, столь стремительную «карьеру» в авиации Мурсекаеву удалось сделать благодаря выполнению неких поручений органов госбезопасности, связанных с поставками вооружения за границу. Также, по информации СМИ, он имел отношение к Минфину и занимался реструктуризацией долгов некоторых стран перед Россией. Владельца «ВИМ-Авиа» также называют вхожим в ближний круг главы «Ростеха» Сергея Чемезова.
Биография Мурсекаева странным образом напоминает жизненный путь Александра Лебедева, также отработавшего со спецслужбами и мелькавшего в историях со списанием советских долгов. Лебедевские Red Wings не раз попадали в крупные происшествия и даже теряли сертификат эксплуатанта после одной из авиакатастроф. «ВИМ-Авиа» также покупала у Blue Wings (48% принадлежат Национальной резервной корпорации бизнесмена Александра Лебедева) два шестилетних Airbus.