На минувшей неделе президент Владимир Путин
внес в Госдуму поправки к закону о государственном оборонном заказе (ГОЗ), предусматривающие создание межведомственной системы контроля за расходованием военного бюджета. О том, как будет строиться эта система, корреспонденту “Ъ” ИВАНУ САФРОНОВУ рассказала представитель президента по этому вопросу в Федеральномо собрании, замминистра обороны Татьяна Шевцова.
— О том, что Минобороны усилит контроль за расходованием средств по ГОЗу, говорилось в конце 2014 года, а на прошлой неделе законопроект уже внесен в Госдуму. Как вам удалось так быстро согласовать схему?
— За февраль и март мы практически с нуля разработали и утвердили у президента концепцию межведомственной системы контроля за ГОЗом, на ее базе подготовили и согласовали законопроект, который вносит изменения не только в закон о гособоронзаказе, но и в законы о банковской деятельности, о легализации… Было нелегко: мы вступали в острые дискуссии, искали компромиссы. Эту задачу было бы невозможно решить без поддержки государственно-правового управления президента, наших коллег из Росфинмониторинга, ФАС, Банка России.
— Какие предпосылки были для ужесточения системы контроля за расходованием средств?
— Действующее законодательство обязывает госзаказчика контролировать целевое использование средств, направленных на финансирование ГОЗа, но не предоставляет необходимые для этого инструменты и полномочия. Основная доля расходов Минобороны — это расходы на государственную программу вооружения, которая реализуется в рамках ГОЗа: в 2015 году это беспрецедентные 2 трлн руб. Предприятия ОПК обеспечены всеми необходимыми ресурсами для нормальной работы. На практике же выявляются случаи использования бюджетных средств не на цели контракта, неоправданных задержек расчетов с соисполнителями контрактов по ГОЗу, завышения цен на продукцию, нарушения сроков поставки продукции по контрактам… Иногда за счет бюджетных средств предприятиями компенсируются свои просчеты и убытки по коммерческим контрактам.
Вместе с Росфинмониторингом мы посмотрели, как раскладывались выданные нами авансы: выяснилось, что в ряде случаев выданные на производство конкретных изделий бюджетные средства размещались на депозитах и использовались для погашения банковских займов, в ряде случаев просто обналичивались и тратились на покупку недвижимости.
— Как будет действовать новая схема?
— Она строится по принципу консолидации информации, которая на сегодняшний день есть у различных структур, причастных к исполнению ГОЗа. Такой подход позволил избежать необходимости создания дополнительных контролирующих органов и таких традиционных форм контроля, как выборочные проверки и истребование документов. В скором времени заказчики ГОЗа смогут мониторить денежные потоки в разрезе каждого контракта по всей цепочке соисполнителей, давать оценку рисков нецелевого использования средств, а также предотвращать хищения и неправомерное завышение цен, в том числе с привлечением ФАС и правоохранительных органов. При наличии подозрений, что та или иная операция в рамках реализации контрактов по ГОЗу может быть незаконной, к работе подключается Росфинмониторинг. Для выявления подобных операций будет задействована основанная на риск-ориентированном подходе система, которая позволяет выявлять и даже предупреждать нецелевое использование средств. Это механизм обязательного контроля, когда банки будут направлять госзаказчику и в финансовую разведку информацию об открытии, закрытии и изменении реквизитов, осуществленных операциях по отдельным счетам. Данный массив информации будет анализироваться госзаказчиком и финансовой разведкой, что позволит своевременно реагировать на риски неисполнения ГОЗа. Сам же законопроект направлен на создание эффективных инструментов не только для контроля за использованием средств по ГОЗу, но и инструментов профилактики злоупотреблений — это, прежде всего, возможность госзаказчикам и контролирующим органам получить доступ к актуальной информации о расходовании средств. Еще для расчетов по госконтрактам предложен инструмент отдельных счетов. Режим таких счетов предполагает некоторые ограничения, целью которых является также профилактика нецелевого использования бюджетных средств. В частности, с таких счетов нельзя перечислить средства на заем, на покупку ценных бумаг, на благотворительность и т. д. Перечень таких ограничений предложен с учетом того, что есть операции, средства на оплату которых по определению не могут войти в обоснованную стоимость контракта по ГОЗу и, следовательно, не должны финансироваться из полученных по контракту бюджетных средств. Эта норма станет инструментом предотвращения самых массовых случаев нецелевого использования средств, направленных на финансирование ГОЗа.
— Когда эта система начнется действовать?
— С 1 июня, и распространится пока только на Минобороны, как самого крупного государственного заказчика продукции. Максимальная нагрузка на новую систему ляжет в 2016 году, поскольку значительная часть авансов этого года уже выплачена. С 2017 году по новым правилам будут работать все остальные министерства и ведомства, размещающие ГОЗ.
— Банки являются ключевым звеном в обслуживании расчетов, что изменится в их работе?
— Законопроект предусматривает расширение их функционала в части контроля за целевым использованием бюджетных средств, полученных в рамках ГОЗа. Документ также определяет критерии, которым должен соответствовать банк. Всегда надо помнить, что стоимость большинства контрактов Минобороны измеряется сотнями миллионов и миллиардами рублей, а сроки их исполнения не менее пяти-семи лет. Предприятия—участники кооперации расположены во всех регионах страны. Ожидаемо, что сосредоточить такие большие средства предложено только в самых устойчивых и надежных банках, имеющих развитую филиальную сеть. Кроме того, сейчас речь идет об обслуживании уполномоченным банком расчетов по каждому контракту до последнего рубля. Головной исполнитель контракта по ГОЗу наделен правом выбора банка из перечня уполномоченных. Соисполнители по всей цепочке кооперации для участия в расчетах по этому контракту должны будут открыть счет в том же банке. Каждому контракту будет присвоен уникальный номер, который будет указываться в каждом платежном поручении, оформленном при осуществлении расчетов по этому контракту. После вступления в силу новой редакции закона 275-ФЗ перечень банков будет опубликован Банком России.
— Они не будут просить дополнительных средств за свои услуги?
— Законопроект предполагает бесплатное банковское сопровождение. Но здесь, как мне кажется, соблюден баланс интересов: уполномоченные банки гарантированно получают на обслуживание минимум три триллиона рублей в год, но при этом принимают на себя бремя по бесплатному банковскому сопровождению контрактов по ГОЗу, а также обязанность передавать информацию о расчетах по ГОЗу в единую информационную систему, которая, кстати, будет создана на базе Национального центра управления обороной. Именно там будут аккумулироваться данные, необходимые госзаказчику и федеральным органам для мониторинга оценки рисков и контроля.
— Законопроект не повлечет бюджетных трат?
— По нашей части выделение дополнительных бюджетных средств не предусматривается: у нас создан департамент финансового мониторинга ГОЗа, в функции которого будет входить мониторинг данных операций по отдельным счетам, анализ этих данных, организация взаимодействия с Росфинмониторингом и другими органами, участвующими в межведомственной системе.
— Негативной реакции у представителей ОПК на вновь устанавливаемые правила игры не было?
— Понятно, что новое всегда настораживает. Мне хочется верить, что предприятия ОПК серьезно отнесутся к новому порядку проведения расчетов по ГОЗу и используют оставшиеся месяцы на перестройку тех участков своей работы, которые не соответствуют требованиям закона.