Агентство по страхованию вкладов (АСВ) обратилось в МВД с просьбой о возбуждении уголовного дела в отношении бывшего председателя правления банка «Фемили» Константина Казакова. Среди нарушений, которые вменяются экс-руководителю кредитной организации, — преднамеренное банкротство банка, а также хищение денежных средств. Об этом «Известиям» рассказали представители АСВ.
Банк «Фемили», основанный в 1990 году и являвшийся одной из старейших кредитных организаций России, лишился лицензии 16 апреля 2009 года. Регулятор пояснил свое решение тем, что банк «Фемили» полностью утратил собственные средства (капитал). Кроме того, в связи с потерей ликвидности кредитная организация не обеспечивала своевременное осуществление расчетов по счетам клиентов. Банк признали банкротом 11 июня 2009 года.
АСВ, конкурсный управляющий «Фемили», в ходе проверки банка выявило признаки преднамеренного банкротства, а также установило факты хищения денежных средств. По мнению агентства, в этих нарушениях виновен Константин Казаков.
— В ходе проведенной агентством проверки обстоятельств банкротства банка «Фемили» установлено, что ухудшение его финансового положения произошло в результате выдачи кредитов техническим юрлицам, а также в результате хищения наличных денежных средств из кассы кредитной организации, — пояснили «Известиям» в АСВ. — Ущерб, причиненный банку в результате совершения указанных действий, составил более 540 млн рублей.
Договоры, на основании которых выдавались кредиты, были подписаны именно Казаковым, подчеркнули в АСВ.
Агентство попросило МВД возбудить уголовное дело в отношении бывшего предправления банка «Фемили» по ст. 160 и ст. 196 УК РФ («Присвоение или растрата» и «Преднамеренное банкротство» соответственно). Максимальное возможное наказание по ст. 160 ― лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей, по ст. 196 — штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до шести лет со штрафом до 200 тыс. рублей.
По мнению экспертов, МВД вполне может отреагировать на запрос АСВ возбуждением уголовного дела в отношении Казакова.
— Чтобы привлечь Казакова к ответственности, необходимо доказать его корыстный умысел на совершение хищения, — комментирует партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров. — Косвенным признаком, например, может служить отступление от стандартной банковской практики, отсутствие должной осмотрительности и соблюдения установленных процедур с его стороны.
Доказательная база у правоохранительных органов уже наработана, считает адвокат Московской коллегии адвокатов Нина Еремина.
— Константин Казаков является фигурантом еще одного уголовного дела, возбужденного по ч. 2 ст. 172 («Незаконная банковская деятельность») и ч. 4 ст. 174 УК («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенные другими лицами преступным путем»), — говорит Еремина. — Другие фигуранты этого дела: Алексей и Виктор Казаковы — братья Константина. За каждое из этих преступлений закон предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Как установили следователи этого дела, через «Фемили» ежедневно обналичивалось до 20 млн рублей — банк получал за это 5–12% комиссионных. А созданная при банке компания «Евроконсалтинг», считает следствие, занималась выводом средств за границу: для этого использовались фальшивые декларации о якобы заключенных контрактах с иностранными компаниями, по которым под видом аванса и перечислялись деньги. За два года, по подсчетам следствия, через КБ «Фемили» и «Евроконсалтинг» было обналичено и выведено за рубеж более 9 млрд рублей. Алексей, Константин и Виктор Казаковы были арестованы в 2009 году. Процесс по уголовному делу продолжается.
— Ответственность лиц, вызвавших банкротство банка, может быть как уголовная или административная, так и гражданско-правовая, — говорит адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Ирина Барсукова. — При этом гражданско-правовая ответственность наступает независимо от уголовной и административной ответственности.
По мнению Барсуковой, в ближайшее время АСВ обратится в суд с иском к Казакову, аналогичный тому, что подан к экс-сенатору Сергею Пугачеву на 75 млрд рублей в Арбитражный суд Москвы (2 декабря агентство подало в Арбитражный суд Москвы иск о привлечении руководства и собственника Межпромбанка (МПБ) к субсидиарной ответственности). В качестве одного из прецедентов по делу Казакова можно также рассматривать дело Сергея Реусова и его первого заместителя Дениса Давыдова. В 2011 году Пресненский суд города Москвы признал их виновными в преднамеренном банкротстве Содбизнесбанка и назначил им наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком в течение трех лет.