Агентство по страхованию вкладов (АСВ) получило в Лондонском суде право на продажу двух британских объектов недвижимости поместья Lower Venn Farm и особняка Old Battersea House. Оба объекта оказались в центре внимания британского суда из-за их предполагаемой принадлежности банкиру и экс-сенатору от Тувы Сергею Пугачеву. АСВ требует в английском суде деньги, которые Сергей Пугачев, по мнению агентства, вывел из Межпромбанка. Лицензия у банка была отозвана почти шесть лет назад- в октябре 2010 года. После чего Пугачев покинул Россию, переехав сначала во Францию (где он получил гражданство), а затем - в Британию. Вслед за ним устремились «коллекторы из АСВ». Через несколько лет им удалось добиться ареста активов банкира. В июле 2014 года Лондонский суд заморозил активы Сергея Пугачева по всему миру на на $2 млрд.
Само по себе это решение не угрожало ничем серьезным Сергею Пугачеву, так как его имущество было надежно «прикрыто» всевозможными корпоративными оболочками и трастами. По крайней мере так казалось всем участникам схемы. Но оказалось, что корпоративный щит, блокирующий доступ к активам, можно преодолеть. Этого добились адвокаты англо-американской юридической фирмы Hogan Lovells в результате многоходовой комбинации. В феврале 2015 году адвокаты компании добиваются судебного решения, которое заставляет Сергея Пугачева раскрыть информацию о контролируемых им новозеландских трастах, на которые была заведена британская недвижимость.
А в начале июня того же года британские власти начинают рассматривать запрос об экстрадиции Сергея Пугачева на родину. Одновременно принимается решение о запрете покидать территорию Англии и Уэльса. Все эти действия преследовали одну цель - они вынуждали Пугачева покинуть Лондон. 23 июня 2015 года экс-банкир «тайно» уезжает во Францию.
После этого юристы Hogan Lovells начинают кампанию по привлечению Пугачева к ответственности за неуважение к суду. В декабре 2015 года Высокий суд выдает ордер на арест Сергея Пугачева, а в феврале 2016 года его приговаривают к двум годам лишения свободы. Таким образом экс-сенатор был лишен возможности появления в суде, а следовательно - права на собственную защиту в Британии. После этого адвокаты взялись за взлом траста. Им удалось преодолеть оборону доверительных управляющих и добиться разрешения на продажу особняка Old Battersea House. После чего получить разрешение на его продажу представителями АСВ.
Стоимость особняка, в момент его приобретения в декабре 2011 года новозеландским трастом Kea Trust Company, составляла 12 млн фунтов стерлингов. Сумма не впечатляющая , с учетом того, что Пугачева обвиняют в хищении 531 млн фунтов (700 млн долларов США), а в судебном приказе на замораживание фигурирует 1.7 млрд фунтов. Впечатляет, тем не менее, сама по себе вполне практическая возможность «вскрытия» траста. Пока речь идет о лишь о возможности продажи активов с последующей передачей выручки в общую конкурсную массу. Но на следующем этапе речь уже пойдет о том, чтобы назвать конкретного владельца самого траста, что грозит полной потерей доверия (по крайне мере российских капиталистов) к британской модели собственности, основанной на возможности эффективного разделения владельцев, управляющих, а также тех, кто получает доходы. Последнее слово в этом деле еще не сказано. Это станет возможным сделать на следующей волне процессов - в 2017 году.
Впрочем, Сергей Пугачев категорически отрицает сам факт владения какой-либо недвижимостью в Британии. Это означает, что его юристы попытаются оспорить нынешнее решение суда.