Финансировать проект будет самая закрытая госкомпания «Роснефтегаз», строительством объектов займется «Стройгазмонтаж» бизнесмена и друга Путина Аркадия Ротенберга
. «Стройгазмонтаж» был генеральным подрядчиком при строительстве Крымского моста и олимпийских объектов в Сочи.
Подробно. В проект заложено строительство региональных филиалов Большого театра, Третьяковской галереи, Эрмитажа и Мариинского театра во Владивостоке, Калининграде, Кемерове и Севастополе, узнала Би-би-си. Их открытие должно состояться не позднее 2023 года, сказал Путин в послании Федеральному собранию 20 февраля. Впервые Путин предложил строить такие центры в послании 2018 года.
Калининград, Владивосток и Севастополь выбраны из политических соображений как приграничные города, рассказывает близкий к Кремлю источник, знакомый с подготовкой проекта. «Совершенно понятно, что нужно как-то удерживать эти три геополитические территории», — отметил он. Кемерово выбрали в последнюю очередь, чтобы сделать его «модельным для развития культуры в промышленных центрах», рассказывает еще один собеседник издания.
Обсуждение проекта проходит на самом высоком уровне — 8 января Путин провел специальную встречу с участием вице-премьера Ольги Голодец, помощника президента Андрея Белоусова, губернаторов упомянутых регионов, советника президента по культуре Владимира Толстого, директора Мариинского театра Валерия Гергиева, директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой и гендиректора «Стройгазмонтажа» Сергея Гараева.
Четыре центра обойдутся минимум в 120 млрд рублей. Ответственные за проект чиновники говорили, что на строительство потратят внебюджетные средства. Но оказалось, что речь не о частных деньгах — на совещании Путин заявил, что источником станет «Роснефтегаз».
«Роснефтегаз» — самая закрытая в стране госкомпания, через которую государство владеет пакетом в «Роснефти
», долей в «Газпром
е» и «Интер РАО» и в которой аккумулируются дивиденды по акциям корпораций. В российский бюджет переводится только половина средств. «Роснефтегаз» — это наши нефтегазовые доходы, выведенные в отдельную кубышку», — описывал ее Путин. Из-за непрозрачности компании и условно внебюджетного характера средств информация о финансировании проекта идет «под грифом» и чиновники не акцентируют на ней внимание. «Роснефтегаз» могли выбрать, чтобы в случае кризиса не тратить на центры деньги напрямую из бюджета, сказал источник Би-би-си.
Деньги «Роснефтегаз» будет перечислять в специально созданный в мае прошлого года фонд «Национальное культурное наследие», который выступает заказчиком проекта, говорят два источника издания. Фонд учрежден Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем и Мариинским театром во главе с бывшим замминистра строительства и вице-президентом госкорпорации «Олимпстрой» Хамитом Мавлияровым.
Заняться проектом хотела «Роснефть
», но подряд был отдан «Стройгазмонтажу» Аркадия Ротенберга
, что вызвало недовольство руководства нефтяной компании, рассказал источник издания. Пока фонд заключил контракты на строительство центров во Владивостоке, Калининграде и Севастополе. Это подтвердил представитель «Стройгазмонтажа». По словам источника Би-би-си, центр в Кемерово также будет строить структура Ротенберга.
Путинские центры — это фактически неформальная часть нацпроекта «Культура», на который выделено 113 млрд рублей, пишет Би-би-си. Путин, Голодец и министр культуры Мединский причисляли культурные комплексы к нацпроекту, но в его паспорте они не значатся.
Проблемы. В идею «очень верит» вице-премьер Голодец. Если она устанет, то все рухнет, будут выброшены миллиарды, говорит источник Би-би-си, близкий к Кремлю.
Не до конца определена система финансирования проектов. Эксплуатация центров оценивается в 12–14 млрд рублей в год, на это уже необходимы деньги федерального и регионального бюджета. Если содержание и наполнение центров перебросят на региональные власти, им придется урезать финансирование местных учреждений культуры, говорит собеседник Би-би-си.
Музейное сообщество негативно относится к идее из-за непрозрачной процедуры создания центров, говорит депутат Госдумы Александр Шолохов, член комитета по культуре и президент Международного совета музеев в России (ИКОМ). «У музейщиков возникают опасения из-за того, что нет понимания, что же это будет. Понятно, что это будет что-то большое, но что? Они делают вывод, что местные музеи будут лишаться посещаемости и доходности», — отметил он.