Глава правительства РФ Дмитрий Медведев освободил государственные компании от обязанности раскрывать данные о поставщиках и подрядчиках, с которыми заключаются госконтракты. Вся секретность, как предполагают комментаторы, – чтобы сохранить пути обхода введенных Западом экономических санкций. Хотя некоторые усматривают связь между принятым решением и известной нелюбовью госкомпаний афишировать свою финансовую деятельность.
Требование публиковать полные данные о договорах, которые заключают госкомпании, их исполнении и прекращении действует с 2016 года. Однако согласно постановлению, которое уже подписал премьер, требование прозрачности снято, госкомпании теперь могут обойтись только указанием в реестре закупок нейтральной информации (результаты конкурса, способ, цена закупки), не называя победителя. Нововведение будет действовать до 1 июля 2018 года – а там посмотрим. Вероятно, все зависит от поведения Запада – продлят санкции или, наоборот, ослабят.
В соответствии с принятыми изменениями заказчики могут теперь обнародовать только проект договора. Предположение о том, что «разрешенная секретность» связана именно с необходимостью как-то избегать наложенных США и Евросоюзом экономических ограничений, основано на уже имеющихся прецедентах. В первую очередь вспоминается скандал с газотурбинными установками, которые поставил в Крым немецкий концерн «Сименс». Когда на Западе стало известно, кто является исполнителем контракта, вспыхнул международный скандал, не завершившийся и по сей день.
Косвенным подтверждением является и довольно высокий зарубежный трафик сайта госзакупок. «Значительная часть запросов приходит из-за рубежа», – рассказывает эксперт по закупкам экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский, к которому обратились за комментарием «Ведомости». Сохранить контрагентов стремятся и оборонные компании, и те, кто работает с высокими технологиями. С февраля санкции станут еще жестче – тем выше будет риск сотрудничества, причем для обеих сторон, российской и зарубежной. К иностранцам, которые решатся на партнерство с компаниями и организациями из санкционного списка, могут быть применены те же виды наказания: замороженные счета, запрет на займы в США, отказ в получении американских виз, ограничение экспорта американских товаров и др.
Напомним, в новом санкционном списке – компании, на которых держится вся отечественная оборонка. Это «Ростех», «Вертолеты России», «Созвездие», «Сухой», «Калашников», «Оборонпром», УВЗ, «Рособоронэкспорт». Есть и другая точка зрения. В Фонде борьбы с коррупцией считают, что дело не в гипотетических рисках из-за санкций, а в том, что, как говорит юрист фонда Любовь Соболь, «госкомпании очень не любят отчитываться о своих тратах перед российскими пользователями». Словосочетание «теневой бюджет» – не пустой звук. Но названные версии о причинах принятого правительством решения вовсе не взаимоисключающие, они вполне могут дополнять друг друга.
При этом серьезным недостатком решения о закрытии информации о поставщиках госкомпаний является то, что недоступными сведения о госконтрактах становятся и для российских официальных контролеров. У них должна остаться возможность просматривать данные хотя бы в закрытом сегменте Единой информационной системы, полагает Георгий Сухадольский.