Десятый арбитражный апелляционный суд Москвы подтвердил признание недействительным договора о залоге земель, заключенного между управляющими компании «Росинка» с Азиатско-Тихоокеанским банком (АТБ). Старого АТБ уже не существует, его бывший владелец Андрей Вдовин - в бегах, а бизнесом банка управляют люди из УК ФКБС - управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора.
Это структура ЦБ РФ, которому принадлежит 99,9% акций. Впрочем, у Андрея Вдовина были всегда хорошие отношения с представителями Банка России, так что не исключено, что именно он сейчас разруливает «ситуацию с Росинкой». По крайней мере на других объектах активность экс-банкира более чем очевидна.
«Ситуация с Росинкой» — это условное название конфликта между собственниками и управляющими бизнеса по строительству и управлению комфортабельным жильем для богатых экспатов. В центре бизнеса - группа компаний «Росинка», а ядро этого центра МЖК «Росинка» - компания, которая предоставляет в аренду загородное жилье руководителям крупнейших международных компаний и сотрудникам иностранного дипломатического корпуса. Последнее обстоятельство придает ситуации особый шарм, так как 44 резиденции в поселке принадлежат посольству США в России. Соответственно, остальные сдаваемые в аренду пару сотен таун-хаусов получают по факту очень важных соседей.
Политический характер девелоперского бизнеса был определен с самого момента его создания - в 1990-м году. И все эти годы этот (очень успешный с коммерческой точки зрения) проект оказывался в центре серьезных скандалов.
По заветам Ильича
«Росинка» была одним из первых СП, созданных в СССР. Советская сторона в этом СП была представлена подмосковным колхозом «Заветы Ильича», а иностранная - американским девелопером Ноланом Кершнером (Nolan Kerschner), которые разделили свои доли по 50%. Советский колхоз обязался представить землю, а американский девелопер - поставить сборные дома, которые должны были превратить эту землю в привычный для иностранцев коттеджный поселок. Для Москвы начала 1990-х это был настоящий рай - место, где дети могли не бояться играть и оставлять свои игрушки на улице, а порядок в поселке тщательно охранялся. Совершенно неслучайно, таким образом, что директором СП «Росинка» стал бывший кадровый дипломат и сотрудник Первого главного управления КГБ (нынешняя СВР) Олег Захаров. И уже очень скоро Захаров из скромного управляющего превратился в полноценного собственника. В многочисленных интервью и статьях-панегириках, опубликованных в российском бизнес-гламуре начала 2000-х, эта чудесная трансформация объяснялась фактическим банкротством СП из-за нежелания американцев предоставить обещанные инвестиции. Их называли не иначе как авантюрно настроенными партнерами из-за океана, которые никакими серьезными капиталами не располагали, а просто хотели сделать бизнес в России, причем без вложения собственных средств.
История, о том, как уважаемый советский дипломат стал жертвой каких-то голодранцев и мошенников, понаехавших из Америки в Подмосковье, выглядит совершено иначе, если знакомиться с ней по описаниям в англоязычной прессе 1990-х. В ней вышепредставлена семья благонамеренного девелопера Нолана Кершнера никогда не отличалась особым авантюризмом. В действительности их интерес был всегда локализован в штате Коннектикут, и это был вполне реальный и устойчивый бизнес, который существует и сегодня, несмотря на смерть самого основателя. В 2013-м году экс-партнер «Заветов Ильича» и наниматель Захарова умер в окружении любимых родственников.
К этому времени он успел пережить настоящее испытание Россией 1990-х, о которой он даже написал роман с выразительным названием «Добро пожаловать в Москву», опубликованный в Штатах в 2000-м году. Главный герой повествования - американский бизнесмен, который ведет бизнес в столице, пытаясь выжить в постоянном и опасном противостоянии с русской мафией. Мафия занимается похищением и перепродажей ядерных боеголовок, в результате главному герою приходится отвлечься от своего бизнеса.
Неизвестно, каким образом соотносилась реальная деятельность Кершнера в России того времени с ее описанием в романе. Тем не менее автор профессионально интересовался темой нераспространения ядерного оружия: Нолан Киршнер занимал пост исполнительного директора международной НПО под названием SANE, которая в 1980-е годы активно поддерживала за рубежом политические инициативы советского руководства. И скорее всего в силу профессии Олег Захаров не мог об этом не знать.
Тем более интересно, почему «депортация» американских партнеров из состава учредителей СП, котором англоязычная пресса писала в трагических тонах, и фактическая приватизация колхозных земель не помешали американскому посольству покупать в этом поселке дома для своих сотрудников.
Бизнес «Росинки» состоялся во многом благодаря американской покупке. И в конечном итоге именно эти клиенты сделали «Росинку» безопасным местом для влиятельных экспатов. Самое простое объяснение такому парадоксальному ходу событий может быть связано с уходом части собственников в тень. Тем более для этого существует масса вполне доступных инструментов.
Траст, который лопнул
В 2002 году Олег Захаров передал 85% акций «Росинки» в траст кипрскому холдингу Providencia Holding Ltd, бенефициарами которого был сам экс-полковник КГБ и его два сына Владимир и Александр. После окончания всех трастовых процедур Захаров-старший умер.
Нельзя исключать той версии, что Олег Захаров превратился из директора в «собственника по назначению», который в итоге решил стать «полным владельцем» бизнеса «Росинки». Так или иначе, но сразу после смерти главного героя началась война за его наследство, в которой участвовали самые разные люди, включая Руслана Орехова - создателя и экс-руководителя главного государственно-правового управления президента РФ (при Борисе Ельцине).
Особое развитие история получила на Кипре, где была предпринята беспрецедентная попытка разрушить траст, в которой оказалась замешана самая известная кипрская юридическая фирма Andreas Neocleous & Co.
Адвокаты Andreas Neocleous & Со попытались захватить контроль над жилищным комплексом, используя классические схемы рейдерского захвата. Они создали новые органы управления «Росинкой», оперативно оформив краткосрочный кредит на нее. Последующий шаг очевиден - кредит не возвращается, актив уходит банку, с которым уже достигнута определенная договоренность. Но для реализации этой схемы им пришлось решить нетривиальную задачу - перехватить траст. Сделать это удалось при поддержке силовиков Кипра. Адвокаты компании смогли организовать уголовное дело против всей команды, защищавшей интересы одного из бенефициара траста Владимира Захарова.
В случае успеха заговорщики имели все шансы сломать хребет российского капитализма - его трастовую природу (в России фигурируют номинальные акционеры, а на Кипре и других офшорных юрисдикциях - уже совершенно другие). Но не получилось.
В результате разбирательств дело в конечном итоге развернули против сотрудников Andreas Neocleous & Co., а также заместителя генпрокурора Кипра Риккоса Эротокриту. Фирме пришлось срочно переводить свой бизнес с Andreas Neocleous & Co LLC на Elias Neocleous & Co LLC
Но история еще далеко не закончена.
Крымская эпопея «Росинки»
Новые бизнес-проекты «Росинки» не ограничены Московской областью, недавно ее проект - шикарная закрытая школа с индивидуальными коттеджами - всплыл в Севастополе. Закрытое сообщество предполагалось приземлить на сельские земли Байдарской долины, которую в этих краях принято называть Крымской Швейцарией за удивительно комфортный микроклимат. Случайно или нет, но именно в Севастополе был размещен с незапамятных времен офис все того же Андреаса Неоклеуса.
Удар по Неоклеусу на Кипре, а также первое решение по «Росинке» (в июне 2018 года), которое вывело новые земли компании из залога в АТБ, неожиданным эхом отозвались в политической жизни Севастополя. Правительство города добилось отмены этого проекта, а «народный герой» Севастополя, депутат Алексей Чалый, продвигавший крымскую «Росинку», резко выступил против губернатора. И это, видимо, далеко не последняя страница в удивительной истории элитного поселка.