Председатель правления госбанка ВТБ Андрей Костин назвал беспочвенными обвинения американского минюста в обходе санкций. «Я никогда не нарушал никакое, в том числе американское законодательство, не обходил никакие санкции – и всех своих партнеров призываю – не искать и не придумывать никаких путей обхода, а строить другой мир – независимый от давления политической элиты и военного лобби США», – передал «Ведомостям» Костин через своего представителя.
Министерство юстиции США обнародовало 22 февраля информацию о заочном обвинении Костина в нарушении ограничительных мер. По мнению ведомства, Костин «участвовал в схеме уклонения от санкций и отмывании средств для поддержки двух яхт общей стоимостью свыше $135 млн», а также якобы скрывал владение домом в курортном городе Аспен (штат Колорадо). Банкир находится под персональными санкциями США с 2018 г.
Распоряжаться имуществом Костину, по сведениям США, помогали бывший владелец Банка «ФК Открытие» Вадим Беляев, после переезда в Америку сменивший фамилию на Вольфсон, и его партнер Гэннон Бонд. Они оба задержаны.
Костин считает, что американский истеблишмент злит тот факт, что несмотря на блокирующие санкции в 2022 г., ВТБ сделал все для минимизации ущерба от них, а спустя два года вновь отчитывается о рекордной прибыли (банк заработал свыше 430 млрд руб.) и приступает к реализации новой трехлетней стратегии.
Громкие заявления американской «фемиды» призваны усилить эффект от очередного «пакета» санкций, считает Костин. «Можно только выразить сочувствие задержанным, которые стали жертвой провокации. Больше никаких эмоций это дело не вызывает», – отметил банкир.
Согласно обвинительному заключению минюста Штатов, примерно с 6 апреля 2018 г. по 3 марта 2022 г. «Костин и другие», в том числе временами Вольфсон и Бонд, предположительно нарушали закон США о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA): они участвовали в незаконных схемах через «предоставление средств, товаров и услуг, в том числе финансовых – транзакций в долларах США для [Андрея] Костина и в его интересах».
«Костин и другие», по утверждению минюста США, среди прочего проводили платежи в долларах за техническое обслуживание, эксплуатацию и улучшение двух яхт банкира, не имея на того специальной лицензии OFAC: она требуется для совершения сделок с лицом под санкциями. В результате этих транзакций «Костин и другие» предположительно совершили международное отмывание денег, говорится в сообщении ведомства.
Несмотря на санкции OFAC, Костин с группой лиц якобы продолжали управлять резиденцией банкира в Аспене, а также скрывать факт владения им этим «роскошным активом». В сентябре 2019 г. Костин, Вольфсон, Бонд «и другие» якобы в нарушение санкций решили продать дом в Аспене и передать главе ВТБ около $12 млн, вырученных в результате сделки, говорится в сообщении американского минюста.
Вольфсону, Бонду и Костину предъявлено обвинение за нарушение нескольких пунктов (у Костина – пять, у остальных – по три) закона IEEPA, каждый из которых предусматривает максимальное наказание в виде 20 лет тюрьмы. Дело расследует вашингтонское подразделение ФБР.