В отношении владельца ростовского агропромышленного Концерна "Покровский" Андрея Коровайко и нескольких его подчиненных возбуждено уголовное дело о вымогательстве, в компании проходят масштабные обыски. Ранее представители ряда агропредприятий Юга России, а также кубанские фермеры обвиняли концерн в захвате их земель и урожая, а также инициировании уголовных дел в отношении аграриев. Час Коровайко наконец "пробил"?
Похоже, за "Покровский" взялись всерьез и дело обещает быть показательным. Так, бизнес-омбудсмен Борис Титов в своем Facebook уже заявил, что это - "мощный удар по рейдерству как печальному факту из жизни российского бизнеса". Он вспомнил, что еще в 2019 году в Генеральную прокуратуру направлялись обращения сразу нескольких фермеров из разных регионов Южного федерального округа. Все они жаловались на инициируемое руководителями Концерна "Покровский" административное давление, в том числе с привлечением правоохранительных органов.
PASMI также сообщает неофициальные подробности дела: директора концерна Андрея Коровайко, совладельцев и адвокатов "Покровского" якобы подозревают в вымогательстве. Один из фигурантов Александр Глазырин, как утверждается, мог вымогать имущество, принуждая фермеров давать ложные показания по сфальсифицированным делам против сельхозпроизводителей.
Глава агрокомплекса "Кущевский" Геннадий Родионов, по неподтвержденной информации, попал под следствие сразу по двум статьям — о подкупе или принуждении к даче показаний, а также о вымогательстве. Родионова, по мнению силовиков, запугали представители "Покровского", угрожая инициировать его уголовное преследование. Он якобы работал на концерн, вымогая имущество у фермеров, пишет "Ростов газета". Что сказать, весьма солидный "наборчик" в "Покровском"!
В самом холдинге считают выдвинутые обвинения абсурдными и безосновательными. По их версии, обыски и уголовное дело стали последствием отказа от фиксации цен на сахар. Напомним, государство совместно с бизнесом решило зафиксировать цены на подсолнечное масло и сахар в декабре после того, как президент Владимир Путин указал на подорожание ряда продуктов. Цены заморозили до 1 апреля, потом этот срок продлили. Однако господин Коровайко, похоже, считал, что неприкасаемый, раз решил проигнорировать распоряжение главы государства.
Но неужели сейчас к Коровайко действительно пришли из-за сахара? Верится в это, прямо скажем, слабо - уж слишком обширны его трудовые "заслуги". Как утверждали авторы телеграм-канале Rostov_com, якобы Коровайко ранее уже взяли на оперативный учет УФСБ по Ростовской области после месяцев оперативно-розыскных мероприятий "для последующего возбуждения уголовных дел по налоговым и экономическим преступлениям". Бизнесмен пытался оспорить это в суде, однако якобы получил заявление обратно. А делами ростовских и краснодарских правоохранителей, при которых успешно в своей своеобразной манере трудился Коровайко, заинтересовались их московские коллеги, в том числе заместитель Генпрокурора Андрей Кикоть. После этого, к слову, против Кикотя в телеграм-каналах развернулась масштабную кампанию по дискредитации. Знающие люди быстро начали догадываться о возможном бенефициаре информационных нападок.
Ответ на эти "выпады" в виде уголовных дел, кажется, мы сейчас и наблюдаем?
По накатанной?
Концерн "Покровский" считается одним из самых крупных, и при этом самых агрессивных в плане экспансии агрохолдингов чуть ли не во всей России. Давно ходят слухи, что в концерне может работать целая группа "решал", завязанных на местных силовиков, которые могут инициировать уголовные дела против своих конкурентов.
"Российская газета" недвусмысленно описала схему, по которой могут работать: в отношении руководства предприятия инициируется дело, блокируются счета бизнеса, а после появляется некто с выгодным предложением о приобретении бизнеса. Этот "некто", надо полагать, действует в интересах Коровайко?
Коровайко "засветился" и в истории с "переделом" наследства печально известных Цапков - по самым скромным оценкам, речь идет об активах на сумму почти 300 млн рублей. Как утверждают авторы телеграм-канала "Ростов.ком", якобы сотрудники "Покровского" нацелились на земли фермеров станицы Кущевской в Краснодарском крае. Работать они могут так: находить привлекательные для них участки земли, и писать заявления в отношении их собственников по поводу мнимой причастности последних к действиям банды Цапков, ныне находящихся за решеткой.
В частности, такую схему могли провернуть в отношении собственницы земельного хозяйства в Кущевском районе Натальи Стришней. Она была задержана, при том за этим процессом, по некоторым данным мог наблюдать лично начальник службы безопасности "Покровского" Сергей Ечкалов. В союзники господин Коровайко якобы мог взять тех же самых бывших членов банды Цапков, которые вдруг ни с того ни с сего стали давать показания на Наталью Стришную, Федора Стрельцова и Виктора Девтерева. Все трое являются владельцами внушительных земельных наделов на Кубани, на которые якобы и "положил глаз" Коровайко.
Дело, к слову, рисковало обернуться трагедией: как сообщала "Комсомольская правда", Стришная попыталась добровольно уйти из жизни, не выдержав оказываемого на нее давления. К счастью, ее удалось спасти, хотя она и оказалась в реанимации.
Если верить всему вышесказанному, то понятно, каким образом концерн вошел в российский топ-10 по объему обрабатываемой земли и включает 22 хозяйства в 15 районах Краснодарского края. Сейчас в собственности компании 240 тысяч га земель, а годовой валовой сбор сельхозпродукции составляет 2,5 млн тонн.
"Гроза" южного бизнеса
Но не одной борьбой с землевладельцами известен Коровайко. Так, прямо сейчас в Ростовской области продолжается противостояние между руководителем сельскохозяйственного ЗАО "СКВО" Анной Касьяненко и концерном. Предпринимательница осталась руководить компанией после смерти отца в 2015 году, но тот не успел оставить завещания. Это и стало "спусковым крючком". Дело в том, что наследников у Касьяненко фактически трое: последняя жена Елена Владимировна, дочь Анна и сын от предыдущего брака Денис.
Еще до гибели отца к Анне Касьяненко стали поступать предложения о продаже бизнеса от неизвестных людей, которых подозревали в связи с "Покровским". Они же, якобы, попытались раздуть даже не существовавший на тот момент конфликт между наследниками, использовав для этих целей первую жену Касьяненко Лидию и приемного сына от первого брака Дениса. По слухам, вскоре после начала этой эпопеи официально безработный Денис стал собственником автомобиля "Тойота Лэнд Крузер", а его мама Лидия - собственницей коттеджа в Ростовской области. Сейчас эта ситуация до сих пор находится в острой фазе, а "Покровский", ко всему прочему, похоже, даже начал целую информационную атаку на Касьяненко. Еще один фирменный штрих бизнес-методов одиозного предпринимателя?
В качестве других примеров не совсем дружественного поглощения можно вспомнить истории с ейским "Маяком", "Павловским сахарным заводом" и "Самтрестом". Особенно яркая история приключилась на последнем: в один "прекрасный" день в кабинет генерального директора завода Бондо Бабунидзе ввалились вооруженные люди. Они силой заставили Бабунидзе подписать долговые расписки. Этим налетом завершился конфликт Бабунидзе с Коровайко, на тот момент - сотрудником представительства президента в ЮФО, которым руководил тогда генерал Виктор Казанцев, о чем писал "Форбс".
До известных событий Бабунидзе, чье предприятие занималось розливом грузинских вин, искал инвесторов. И Коровайко ввел его в дом генерала Казанцева. Но когда Бабунидзе отказался подписывать новый устав и учредительные документы ООО "Самтрест", прописанные Коровайко, ему стали поступать недвусмысленные намеки о том, что ему придется "поплатиться" за дерзость, писала "Новая газета".
И вскоре у ООО "Самтрест" появились новые собственники: Олег Пономарев, Геннадий Калинченко и Антон Рукавишников. Последний - это брат Ирины Рукавишниковой, бывшей жены Андрея Коровайко. Она, к слову, является сенатором Совета Федерации. По слухам, ее развод с Коровайко мог быть лишь фикцией, а она может работать в интересах "Покровского".
Как писала "Версия", в разгар пандемии в Москве могла произойти встреча сенатора Ирины Рукавишниковой и главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Поговаривают, что Рукавишникова могла просить его взять под личный контроль несколько уголовных дел, которые объединяет одно - якобы, все они возбуждены по инициативе "Покровского". Интересно, заинтересуются ли силовики и экс-супругой Коровайко в свете последних событий?
А ведь бизнесмену приписывают и совсем страшные вещи. Злые языки распространяли слухи о том, что якобы Коровайко мог быть причастен к поджогу в Ростове-на-Дону, в ходе которого в 2017 году сгорело дотла 120 домов и даже погиб один человек. Все это, конечно, слухи, но дыма без огня, как говорится, не бывает. Кстати, после этого еще появилась информация, что сам бизнесмен преспокойно уехал жить на берег южный - в Испанию. Быть может, там-то он и решил "отсидеться", чтобы не стать героем уголовной истории? Как видим, не вышло.
Попытки "заткнуть" журналистов
И подобных историй в насыщенной биографии Коровайко пруд пруди, о чем ранее подробно и рассказывал The Moscow Post. Ожидаемо, господину Коровайко приходится не по душе, что подробности его бизнес-деятельности придают огласке.
Руководство Концерна "Покровский" известно исками к журналистам и даже резонансным уголовным делом в отношении краснодарских журналистов, якобы разместивших клевету на Андрея Коровайко. Холдинг подавал иски о защите чести, достоинства и деловой репутации на целый ряд местных и федеральных изданий – от "Новой газеты" и "Версии" до блогеров Евгения Михайлова и Олега Лурье.
Однако, когда дело доходило до суда, выяснялось, что большая часть написанного в различных СМИ оказывалась чистой правдой. И никого как будто бы не смущали свидетельства возможной аффилированности сенатора Рукавишниковой к бизнесу бывшего мужа, череды подозрительных уголовных дел в отношении "неугодных" фермеров и предпринимателей, и даже те слухи о страшном поджоге в Ростове-на-Дону.
Складывается впечатление, что Коровайко стал позволять себе слишком многое, раз даже игнорировал слова Президента и "полез" на сотрудников Генпрокуратуры. Но, как говорится, сколько веревочке не виться, а конец будет. И для бизнес-карьеры Коровайко он, кажется, уже настал.