От перестановки глав РАР схемы не меняются
Хищения, производство фальсификата, давление на независимых предпринимателей — после короткого перерыва рынок спиртных напитков вновь начал жить по криминальным схемам. По данным источников,управление теневым бизнесом осталось в руках сбежавшего из России экс-главы РАР Игоря Чуяна. Команду на его уголовное преследование отдал президент страны, но руководство ФСБ сначала позволило чиновнику скрыться, а потом — вернуть влияние, внедрив в РАР его преемника.
Информация о том, что рынок паленого алкоголя остается под контролем обвиняемого в коррупции экс-главы Росалкогольрегулирования, появилась еще в конце 2018 года. Один из крупнейших российских производителей алкогольной продукции заявил, что государство ежегодно недосчитывается 4 млрд рублей налогов из-за схемы фальсификации фруктовых вин, доход от которой получает Игорь Чуян.
В начале июля 2019 года «Версия» сообщила, что аффилированные с бывшими подопечными Чуяна компании производят также водку, портвейны и пивные напитки, а общие бюджетные потери от их деятельности достигают 15 млрд рублей.
Эту информацию подтвердили источники в силовых структурах и алкогольной отрасли. Они также раскрыли имя негласного преемника Игоря Чуяна на теневом рынке — Анатолия Яблонского.
Преемник из КостромыПредприниматель Анатолий Яблонский, согласно официальным данным, сейчас является учредителем 24 организаций. Самые крупные бизнес-проекты ранее были связаны с Костромой. По информации региональных активистов, коммерсант был доверенным человеком бывшего губернатора Костромской области Игоря Слюняева (нынешняя фамилия — Албин), который руководил регионом в 2007-2012 годах.
Слюняева и Яблонского связывают со схемами «распила» костромского бюджета через банк «Авангард». Местные интернет-ресурсы сообщали, что под контроль банка попал расчет коммунальных услуг, рост цен на которые вызвал волну возмущений в регионе.
Яблонский входил в совет директоров «Авангарда», а также был собственником ряда коммунально-энергетических предприятий, которые упоминались в публикациях в связи с подозрениями в махинациях на рынке ЖКХ.
А в этом году в сферу интересов Анатолия Яблонского попал и алкогольный рынок. В июне он стал председателем Союза производителей коньяка, учредителями которого являются крупнейшие отраслевые предприятия — Кизлярский коньячный завод, Московский винно-коньячный завод «КиН» и ВКЗ «Альянс-1892».
Как рассказали источники, это назначение — легализация негласной миссии Яблонского, назначенного с осени 2018 года главным куратором российского теневого алкогольного сектора.
Поручители из ФСБПокровителем Яблонского называют бывшего руководителя управления «К» ФСБ генерала Виктора Воронина, который в качестве прикомандированного сотрудника спецслужбы курировал банк «Авангард», где и завязалась дружба чекиста с коммерсантом.
Воронина не раз видели на отдыхе в «Костромском рыбном хозяйстве», которым владеет Яблонский. ООО «КРХ» считается базой, где решались вопросы, которые нельзя осуждать в официальных резиденциях. В 2018 году с этими угодьями был связан крупный федеральный скандал: заместитель генпрокурора России Саак Карапетян разбился во время охоты на частном вертолете, который летал несанкционированно.
Собеседники редакции рассказали, что в процессе ввода Яблонского в алкогольные дела участвовал целый ряд высокопоставленных сотрудников органов безопасности. Воронин действовал через первого заместителя Александра Бортникова Сергея Смирнова.
Последний адресовал просьбу отставного генерала руководителю СЭБ ФСБ Сергею Королеву, который обратился к нынешнему руководителю управления «К» и куратору РАР — Ивану Ткачеву.
Есть данные, что Ткачев и Королев встречались с Яблонским осенью 2018 года, а затем Анатолия Яблонского представили и рекомендовали новому главе Росалкоголя Игорю Алешину. Тогда же алкогольный рынок узнал, что все вопросы теперь можно решать через якобы ставленника ФСБ.
Также по информации, Воронин познакомил Анатолия Яблонского с полковником Кириллом Черкалиным, который до своего ареста весной 2019 года мог содействовать предпринимателю в его банковских делах, а также в алкогольном бизнесе.
Тайны побега ЧуянаПо данным источников, в координации действий Анатолия Яблонского непосредственно участвует Игорь Чуян. Беглый «министр алкогольных дел» получил гражданство Израиля, а оттуда, по последним данным, перебрался в США.
Предположительно, знакомство Чуяна и Яблонского произошло через Виктора Воронина. Отставного руководителя банковского управления «К» называют не только давним покровителем Игоря Чуяна, но и его близким другом. Знакомые с Чуяном люди рассказывают, что экс-глава РАР открыто бравировал отношениями с Ворониным, а когда руководителя управления «К» отправили в 2016 году в отставку, Чуяна застали в буквальном смысле слова рыдающим в своем кабинете. Всесильный «алкогольный министр» уже тогда предвидел, что тоже вскоре покинет свою должность, лишившись высокопоставленного покровителя.
По данным, бывшему руководителю Росалкоголя Воронин мог помогать в решении всех вопросов, закрывая глаза на «серые» схемы на рынке, а также на незаконную деятельность банка «Объединенный финансовый капитал». Через ОФК-Банк выдавались не подкрепленные кредиты фирмам из состава алкогольного дистрибьютора ООО «Статус групп», бенефициаром которого подчиненные Александра Бастрыкина считают Чуяна.
Финансовые махинации вскрыл один из владельцев «ОФК-Банка», сокурсник президента Владимира Путина юрист Николай Егоров. Его заявление в полицию легло в основу уголовного дела, в рамках которого в сентябре 2018 года и были предъявлены обвинения Игорю Чуяну.
Заявление Егорова совпало с докладом Путину о нелегальных схемах производства и продажи алкоголя, запущенных Чуяном за 10 лет руководства РАР, а также критикой менеджмента ведомства со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева и председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Общий ущерб от схем Чуяна оценивается более чем в 200 млрд рублей. После этих сведений президент и дал указание разобраться в деятельности главы федеральной службы.
Но наказания за содеянное чиновник не понес: говорят, что скрыться из страны ему помог верный товарищ Виктор Воронин и другие влиятельные покровители, обратившиеся к действующим генералам ФСБ. В итоге Чуяну дали около полугода, чтобы он успел подготовить документы, перевести активы, расплатиться с помощниками и вылететь из страны. Только после этого силовики объявили его в розыск.
Впрочем, даже и без этой информации источников, можно сделать вывод о (в лучшем случае) неэффективной работе федеральной службы безопасности. Под носом у чекистов от наказания сбежал чиновник, чья криминальная деятельность как минимум с 2014 года находилась в разработке и, как следует из докладов президенту, создавала угрозу экономической безопасности государства.
Свои люди — сочтемсяВсе ключевые фигуры теневого алкогольного рынка, которые упоминались в расследованиях журналистов и докладах президенту, сегодня остались на своих местах и даже расширили сферы влияния. Так, оборот компаний, аффилированных с бывшими приближенными Чуяна — Арсеном Ципиновым и Игорем Шушаревым, сейчас достигает более 20 млн бутылок водки, портвейнов, вин и пивных напитков ежемесячно. По данным СМИ, Ципинов и Шушарев владеют компаниями через подставных лиц. Их предприятия располагаются в Северной Осетии, Москве, Подмосковье, Ленинградской, Тульской, Пензенской, Воронежской областях, Ставропольском крае и КБР. Сегодня работу Ципинова и Шушарева связывают с Яблонским.
На своих местах после ухода Чуяна остались и все его помощники в Росалкогольрегулировании, которые проходили в оперативных разработках силовиков как участники нелегальных схем начальника. Это замруководителя РАР Елена Афанасенко, глава Межрегионального управления РАР по ЦФО Ирина Голосная, которая в декабре 2018 года также стала замруководителя РАР; еще один заместитель Алешина — Владислав Заславский, начальник отдела лицензирования Сергей Горбовский и другие.
По данным собеседников, Чуян сегодня поддерживает связь с Афанасенко, которая продолжает курировать схемы по лицензированию предприятий. Голосная сейчас занимается контрольной деятельностью и выдачей акцизных марок, а Заславский отвечает за контакты региональных и межрегиональных управлений РАР, куда замы Алешина «проталкивают» своих людей.
Так, межрегиональным управлением РАР по СКФО руководит Андрей Медведь, который оказывает содействие предприятиям Арсена Ципинова и Игоря Шушарева. А главой МРУ по ЮФО в июле 2018 года назначен Тимур Татаринцев. Одна из его задач —
содействовать таким фирмам, как московская «МоРо», которая успешно поглощает крымский алкогольный рынок.
Считаем убыткиВ качестве примера того, как через РАР осуществляется разграбление госбюджета, собеседник редакции назвал закупки коньячного спирта через Армению. Сырье, которое стоит $1,5-2 за литр, Россия приобретает по $4, а дельта распределяется между заинтересованными лицами. Приблизительный ущерб казне от этих сделок оценивается в 6 млрд рублей в год.
Еще один вариант работы, который практикуют теневики, — производство «левого» портвейна. Напиток готовят из этилового спирта, воды и ароматизаторов, а на этикетке указывают, что это фруктовое вино. Реализация такой продукции дает огромную выгоду в силу ее низкой себестоимости. Сегодня в России производят порядка 300 млн литров фруктовых вин и винных напитков, они продаются практически во всех супермаркетах эконом-класса.
Кроме производственно-торговых махинаций используются также таможенные схемы. Так, на российском алкогольном рынке известность получил пропускной пункт «Селятино»: через этот таможенный терминал товар можно завезти быстро, но по ценам, завышенным в 2-3 раза. А тем, кто не желает пользоваться дорогой услугой, специально создают проблемы на других КПП. В итоге получается практически легализованная коррупция. По данным источников, координирует работу таможенного терминала заместитель главы РАР Владислав Заславский и заместитель генерального директора по экономике и финансам АО «Росспиртпром» Дмитрий Былино.
Все эти и многие другие схемы были запущены, когда руководителем Росалкоголя был Чуян, и сегодня практически все нелегальные линии продолжают действовать.