Саидов за эти деньги вроде как обязался выпустить из морского торгового порта Оля арестованное грузовое судно "Генрих Гасанов" в Иран.
Эта история гораздо более интересна, чем может показаться на первый взгляд. Ведь пока нескромного таможенника Саидова отправляют на семь лет ужинать макаронами, некие неизвестные широкой общественности лица, а именно Джамалдин Пашаев, Салман Бабаев и Алексей Тайчер остались на свободе и скорее всего, далеко не бедствуют.
РЖД – море по колено
Итак, собственником корабля "Генрих Гасанов" на злополучный момент выхода из порта Оля являлось ПАО "Трансфин-М" – оно владело, но не эксплуатировало судно, поскольку передало его в лизинг ООО "Трансморфлот".
Задержали же "Генриха Гасанова" из-за того, что на судне проводился ремонт не включенными в перечень организаций-переработчиков фирмами и ИП: задержали и арестовали. Таможня была обязана взыскать с владельца, или с лизингодателя – с кого-нибудь ответственного за судно! - половину стоимости груза, а это около 83 млн рублей. Вовремя спохватившиеся господа-принимающие решение приплатили ответственному Саидову прару "лямов", и были таковы.
"Трансфин-М", если верить данным с официального сайта компании, принадлежит Алексею Тайчеру – бывшему замгендиректора РЖД, приближенному Олега Белозерова.
Приключения Тайчера
Алексей Тайчер – личность неоднозначная и сказать бы, в чем-то даже яркая. Именно при его руководстве "Федеральная грузовая компания" неоднократно подозревалась ФАС в нарушении антимонопольного законодательства – писало РИА "Новости".
Он крайне амбициозен – как писал РБК, в 2019 году Тайчер хотел создать крупного железнодорожного оператора на базе активов своей "Трансфин-М" и "ВЭБ-Лизинга". Прошли какие-то несколько месяцев, и это случилось.
Новая структура стала обладателем мощного подвижного состава, заполучив более 80 тысяч вагонов, и оказалась одним из крупнейших операторов-перевозчиков в стране. Почти монополистом. Похоже, споров с ФАС Тайчер вообще не опасается. Вскоре предприниматель замахнется и на приватизацию РЖД?
Кроме того, буквально в прошлом году бывшего гендиректора "Трансфин-М" Дмитрия Зотова, признали виновным в мошенничестве в особо крупном размере – о чем сообщали "Ведомости". Как-то слабо верится, что вменяемые ему деяния (похищение вагонов!) совершались без указки "сверху" от господина Тайчера. Об этом в нашу редакцию даже присылали письмо. Но "скользкий" Тайчер почему-то остался на свободе. Белозеров постарался?
Связи от этого предпринимателя затрагивают не менее влиятельного Салмана Бабаева – тоже экс-вице-президента РЖД, на увольнение которого повлияла Генпрокуратура России, выяснившая, что топ-менеджер компании лоббировал интересы своих сыновей-бизнесменов – писал РБК.
Что же касается связи с Тайчером, то, во-первых, последний работал с Бабаевым в РЖД. Во-вторых, он тоже участвовал в бизнесе семейства. Например, он с Тимуром Салмановичем Бабаевым числится учредителем ныне ликвидированной из-за претензий ФАС "Вектор Рейл". И здесь, кстати, снова можно проследить, как вся эта компания относится к ФАС. Хоть "Вектор Рейл" и ликвидирована, конторка стала учредителем нового одноименного АО. Гендиректором стала та же Юлия Терсаакова, что сидела на этой позиции в "схлопнувшейся" компании. От перемены мест слагаемых мы ведь все равно получим Тайчера с Бабаевым, не так ли?
Получается, дружная компания из РЖД может иметь прямое отношение к ситуации, произошедшей с танкером. Как мы видим, лоббистский и финансовый ресурсы легко позволяют даже одному Тайчеру иметь возможность так разбрасываться миллионами в сторону лояльных таможенников. Что уж говорить о "тандеме".
Богатый бедный Пашаев
Теперь же обратим внимание на ООО "Трансморфлот", которому танкер попал в лизинг в самом начале нашей истории. Согласно данным "Руспрофайла", эта контора принадлежит ее единоличному учредителю – Пашаеву Джамалдину Эмирмагомедовичу. Он входит в капитал компании с момента ее основания, так что все вопросы, которые возникают к "Трансморфлоту" за весь период его существования можно адресовать ему лично.
Ему же до 2021 года принадлежал порт Оля. И, возможно, фактически он его контролирует до сих пор.
Глядя на Пашаева, складывается впечатление, что у него совсем пустые карманы. Он судился в Дагестане с "РМБ" Банком. Судя по информации с сайта суда, жизнь ему усложнили дела кредитные.
В свою очередь ранее юридически подконтрольный ему "Морской торговый порт Оля" судился с налоговой – претензии со стороны последней были нешуточные – на сотни миллионов.
При этом, как на днях писали "Ведомости", министерство юстиции США конфисковало в Греции иранскую нефть, которую перевозил российский танкер и добавляют: "в марте танкер был перерегистрирован на компанию "Трансморфлот", учредителем которого является гражданин России Джамалдин Пашаев". Не такой уж он и нищий, получается…
По данным "Руспрофайла", с Пашаевым вообще связаны/были связаны добрые два десятка фирм. Многие из них имеют многомиллиардную выручку, некоторые – не бедствуют на госконтрактах. Но видимо – этого господину Пашаеву мало, так что, по слухам, он решил еще и государство "обуть" на налогах.
Кому нужна Оля?
Если вернуться к делам портовым, то, как утверждают авторы сайта LiveJournal, якобы "владелец порта Оля - господин Д. Пашаев лоббирует закрытие Астраханского морского порта для загрузки мощностей порта Оля. А порт Оля, в свою очередь, планируется организационно вывести из региона и переподчинить Махачкале. Таким образом, вся перевалка грузов по транспортному коридору "Север-Юг" будет давать доход не в казну Астраханской области, а в бюджет Дагестана". В чьих же интересах работает Пашаев? Во всяком случае, не в пользу Астрахани, точно.
Как сообщает издание "Арбуз Тудэй", еще когда порт только начинал развиваться, "господин Пашаев в СМИ давал обещание вложить (в порт) $20 млн. Счетная палата РФ, которая проводила в 2005 году проверку в связи с аукционом, сделала малоутешительный вывод: за семь месяцев Оля пропустил через свои причалы всего 48 тысяч тонн грузов, тогда как способен за год — 850 тысяч".
Ходили слухи, что вкладывался в порт и уже упомянутый господин Салман Бабаев – через ООО "Южная транснациональная компания "Морской торговый порт Оля", взявшее в долгосрочную аренду припортовые подъездные пути и ж/д пути у причалов. Якобы именно его участие в проекте поспособствовало тому, что туда могли заворачиваться значительные грузовые потоки со стороны РЖД, причем, по словам журналистов – железная дорога установила тарифы на доставку до Оля на $2 дороже, чем до Астрахани.
Здесь вновь возникла ФАС, что заметила, что за четыре месяца ОАО РЖД перенаправило 147 тысяч тонн черных металлов, а городские портовики потеряли $600 тысяч. Вследствие этого компания была объявлена нарушителем законодательства о конкуренции. Кроме этого долгие годы в отношении Оли шло лоббирование создания особой экономической зоны – читай, предприниматели могли рассчитывать на государственные льготы, которые с учетом размеров порта позволяли бы его "держателям" экономить миллиардные суммы.
И тем не менее, порт Оля, говорят, загибается. По данным "Фонтанки", в 2016 году порт обработал всего 0,2 млн тонн грузов. Для сравнения, за тот же период порт Новороссийск перевалил 131,4 млн тонн.
Хорошо жить не запретишь
Получается, что вместо развития порта Пашаев, Бабаев, Керимов и Тайчер могли реализовывать схему, когда им в порт поставляли продукцию, и на их же судах, арендованных Пашаевым, она затем отправлялась в Иран. Не таким ли образом обеспечивается не только уход от налогов, но и минимизация количества проверок, что позволяет, по сути, эксплуатировать суда как угодно?
С этой точки зрения, таможня, появляющаяся ниоктуда и ни ко двору, выглядит уж совсем неприлично, особенно, когда заявляет от имени государства: нет, ребята, так не пойдет, платите за нарушения. Платить же никто, естественно не хочет. Вот и получилось так, что Ильдар Саидов оказался перед выбором – получить взятку и, возможно, сесть, или сдать всю дружную команду с потрохами правоохранителям.
Первый вариант мог показаться господину Саидову проще не только потому, что увесистая пачка купюр греет карман. Астрахань – не такой большой город, чтобы не знать: вышеназванные господа – люди влиятельные и даже, возможно, опасные, так что с ними лучше все-таки держать ухо востро и делать, как говорят. А то – как бы чего не вышло.
И вот оно – и вышло: долгие семь лет таможенника и танкеры "успешных предпринимателей", шныряющие по полсвета от порта Оля, к слову, считающего месяцы до закрытия – то ли по банкротству, то ли по предписанию все той же таможни или Ростехнадзора… кто первым успеет.
И никто им ничего не сделает. Или на наш четный рассказ, все-таки, обратят внимание и спасут порт от "схематоза"?