Читатели поделились с редакцией эксклюзивными документами. Материалы проливают свет на обстоятельства выделения государственной «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК) во главе с Алексеем Рахмановым миллиардных средств по госконтракту на реконструкцию и техническое перевооружение дока для авиационного крейсера «Адмирал Кузнецов», док в Мурманске нужен для его ремонта. Госзаказ, уже оплаченный на 2,657 млрд рублей, на сегодняшний день сорван. Предусмотренное по договору до 30 сентября 2020 года докование единственного российского авианосца не состоится.
Скандальный сюжет разворачивается с 19 июня 2019 года, когда Центр судоремонта «Звездочка» (дочка ОСК, директор – Сергей Маричев) подписал приказ номер 560 «О проведении закупочной процедуры по выбору генерального подрядчика способом единственного поставщика». Спустя две недели, 1 июля, в ОСК прошло совещание по рассмотрению предложений потенциальных исполнителей, следует из документов, полученных редакцией. 5 июля заключен договор номер 13620 с выбранным «единственным» поставщиком, им оказалось АО "Инвестиции. Инжиниринг".
Строительство» («И.И.С», Санкт-Петербург). Примечательно, что в тот же день в ЕГРЮЛ сменился директор «И.И.С»: вместо Юрия Корякова на этой должности оформили Сергея Федяева. В открытых источниках есть данные, что Сергей Федяев - из деревни Бережная Устьянского района Архангельской области, ему 66 лет, был учредителем ООО «Окна-Сити» и ООО «Транспортная компания», которые ликвидированы налоговиками как брошенные организации.
Сумма сверхзначимого для государства контракта, который ОСК доверила фирме «И.И.С», - 23,793 млрд рублей. 19 декабря 2019 года, когда срыв проекта модернизации дока был уже очевиден, глава ОСК Алексей Рахманов заявил журналистам, что «решение работать с этой компанией было отчасти вынужденным. Три гиганта, строительные компании, хорошо известные на российском рынке, от участия в этом рискованном для них проекте отказались. Мы выбрали лучшего из имеющихся». И опять странное совпадение: в тот же день, 19 декабря, в унисон с интервью Рахманова «лучшее из имеющихся» снова меняет гендиректора.
Кого из «имеющихся» предприятий имел в виду господин Рахманов, среди которых фирма «И.И.С», по его версии, вдруг оказалась лучшей? В документах, оказавшихся в редакции, есть перечень компаний, одновременно с «И.И.С» предлагавших себя в ОСК для выполнения контракта по реконструкции дока «Адмирала Кузнецова». Это ООО «Геоизол», ООО «Евро-Азиатская строительная корпорация ЕВРАСКОН», АО «Концерн Титан-2» (т.е. Росатом), АО «Трест Гидромонтаж» и даже ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4». Насколько объективными были критерии признания АО «И.И.С» лучшим по сравнению с ними? Могла ли за этим решением стоять чья-то корыстная заинтересованность? Разбираться в этих вопросах, вероятно, предстоит правоохранительным органам под личным контролем генпрокурора Игоря Краснова, председателя СКР Александра Бастрыкина и директора ФСБ Александра Бортникова.
Ловкость допсоглашений - и никакого мошенничества?
Что может заинтересовать силовиков в схеме отношений компании «И.И.С» и государственной ОСК?
Договор от 5 июля прошлого года за номером 13620 требовал от подрядчика наличие банковской гарантии. Без нее, согласно договору, «И.И.С» не мог получить аванс, что, разумеется, справедливо. Но вот незадача: «Промсвязьбанк», прокредитовавший Центр судоремонта «Звездочка» на 25,6 млрд рублей, отказался выдать гарантию «лучшей из имеющихся» у Рахманова компаний.
Далее началась серия манипуляций с контрактной документацией, из которых складывается мнение, что большим начальникам в ОСК (или где-то еще выше) очень хотелось «перекачивать» миллиарды именно в «И.И.С».
Так, уже 8 августа 2019 года, практически через месяц (!) после подписания договора, его зачем-то перекраивают в части «согласования реестра авансовых платежей». Дополнительное соглашение номер раз.
Еще спустя несколько дней руководство ОСК согласовывает «замену обеспечения банковской гарантии на договор поручительства акционера АО «И.И.С» Евтушенко Глеба Николаевича». Дополнительное соглашение номер два (от 23 августа 2019 года). Как сказали бы в Одессе, между банковской гарантией и личным поручительством - две большие разницы... Зато путь к заветным авансам был, наконец-то, освобожден от «заморочек».
Авансы из государственной «Звездочки» действительно рекой потекли в «И.И.С». К 8 ноября насчитывалось уже три транша на 2,315 млрд рублей. Но все мало. В январе 2020 года заинтересованные стороны рождают очередную поправку в договор - увеличить аванс еще на 342 млн. рублей. Дополнительное соглашение номер три, от 24 января 2020 года, и уже через пять дней 342 миллиона перегнали в «И.И.С».
Миллиарды уплыли без банковской гарантии. А как с исполнением контракта? Работы в глубоком стопоре, сроки сорваны. Сейчас это признают и президент ОСК Рахманов, и курирующий его в правительстве глава Минпромторга Денис Мантуров, и даже тот самый акционер фирмы «И.И.С» Глеб Евтушенко. Последний, кстати, после того как получил уведомление о расторжении скандального договора, пожаловался в Генпрокуратуру и Совет безопасности РФ «на заказчиков стройки - Центр судоремонта «Звездочка» и Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), контролирующую этот центр».
Началась подковерная грызня, и каждый боится остаться крайним. Ведь ТАВКР «Адмирал Кузнецов» слишком знаковый объект, чтобы вопиющая ситуация осталась незамеченной и без организационных (лучше – уголовно-процессуальных) выводов. Сегодня она подходит к точке кипения, но где десятки, если не сотни «ответственных» должностных лиц были раньше и чем думали? Как при подписании серьезнейшего контракта и его постоянной перекройке они отслеживали и учитывали состояние «лучшего из имеющихся» подрядчиков – АО «И.И.С», назначенного «единственным поставщиком»?
Что скажет Рахманов - плакали государевы миллиарды?
Сегодня пиарщики ОСК заваливают медиа пресс-релизами о том, как решительно и бесповоротно наичестнейший Алексей Рахманов расторг договор с нерадивым подрядчиком. «Договор с ИИС был расторгнут накануне. Мы сейчас обсуждаем вопрос выбора нового подрядчика. Есть выбор из трех крупных российских компаний, принадлежащих ответственным российским бизнесменам, с каждым из этих потенциальных подрядчиков согласована необходимость начала докования корабля летом 2021 года с тем, чтобы успеть в сроки передать его заказчику в 2022 году», - рассказал господин Рахманов».
То есть, глава госсудостроя занял, как ни в чем ни бывало, «гордую» позицию: просто подвел контрагент, - и с высоко поднятой головой Рахманов строит планы по освоению новых миллиардов на докование «Адмирала Кузнецова». Еще цитата из СМИ: «Президент ОСК также назвал «неудовлетворительным» финансовое состояние компании «И.И.С», «аванс они взяли намного больше, чем выполнили работ».
Но, позвольте, господин Рахманов! Ненадежная фирма-подрядчик, которую еще пять месяцев назад Вы называли «лучшей из имеющихся», не сама по себе «взяла намного больше». Все миллиардные платежи на счет «И.И.С» санкционировались руководством ОСК и ее структурами, т.е. под Вашей непосредственной ответственностью. Что за чехарда? Где был элементарный комплаенс?
Это все-таки бдительная госкорпорация или не беспечная контора «Рога и копыта»?
В завершение редакция приводит развернутую цитату из поступивших к нам материалов:
«Согласно открытым данным в сети Интернет (сайт Федеральной службы судебных приставов и арбитражных судов):
- в отношении АО «И.И.С.» ИНН 7802390686 в арбитражных судах за 2019-2020 годы предъявлено более 50 исковых заявлений на сумму более 1 млрд. рублей;
- определением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2020 по делу № А56-13195/2020 принято к производству заявление ПАО Сбербанк о признании АО «И.И.С.» несостоятельным (банкротом) в связи наличием задолженности в размере более 925 млн. рублей.
В случае ведения в отношении Подрядчика процедуры конкурсного производства - конкурсная масса будет распределяться на погашение задолженности кредиторов соответствующих очередей. Все денежные средства, перечисленные АО «ЦС «Звездочка» по Договору генерального подряда, будут реализованы на погашение требований Кредиторов по ранее образованной задолженности, а при отсутствии имущества или денежных средств у АО «И.И.С.», формирующих конкурную массу, производство по банкротству будет окончено. В результате чего Подрядчик будет исключен из ЕГРЮЛ, что повлечет за собой прекращение всех договорных обязательств, требования о погашении задолженности кредиторов останутся без удовлетворения».