Команда Собянина закольцевала коррупционные схемы

Источник
Подробности миллиардных махинаций на поставках медтехники от бывших сотрудников столичного Депздрава.
Новая модель закупок медтехники, которую сейчас опробуют в Москве, призвана сэкономить бюджетные средства. Но на деле она может привести к еще большим потерям для казны. Контракты жизненного цикла заключаются на десятилетия, счет идет на миллиарды, а значит, и возможности для коррупционеров становятся гораздо богаче. И, судя по всему, этими возможностями в администрации Сергея Собянина уже пользуются, навязывая производителям собственную ценовую политику, позволяющую лоббировать интересы аффилированных компаний.

В рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции» обратились бывшие сотрудники подконтрольного московскому Департаменту здравоохранения государственного автономного учреждения «Гормедтехника», которое занимается комплексным обслуживанием медицинского оборудования и его закупками для больниц. Именно эта структура в 2019 году выступила заказчиком на поставок и сервиса аппаратуры по контрактам жизненного цикла более чем на 20 млрд рублей.

Собеседники редакции заявили о признаках коррупции при проведении госзакупок. По их мнению, новая глава «Гормедтехники» Ирина Рыбальченко действует в интересах своего давнего знакомого — миллиардера из российского списка «Форбс», члена Экономического совета при президенте РФ Алексея Репика.

Подробности — в рассказе бывшего сотрудника отдела безопасности ГМТ Рустама Абдусаламова и его коллеги, которая попросила заменить ее настоящее имя на условную «Анну Иванову».

Богатое прошлое

Государственное автономное учреждение «Гормедтехника» Ирина Рыбальченко возглавила в июне 2019 года. До этого она около 10 лет руководила частной астраханской медсанчастью, подконтрольной «Газпрому» (ЧУЗ «Медико-санитарная часть»). По словам авторов обращения в ПАСМИ, уже тогда Рыбальченко участвовала в картельных сговорах, продолжением которых стали махинации при проведении контрактов жизненного цикла в Москве.

Собеседники редакции о закупках региональной газпромовской больницы знают не понаслышке. Они попали в столицу по приглашению Рыбальченко, а раньше работали в Астрахани. Сферой ответственности Рустама Абдусаламова были выездные налоговые проверки местных учреждений, а Анна Иванова руководила плановым отделом в ЧУЗ МСЧ.

По их словам, нарушения при заключении контрактов были, в основном, связаны с фирмами супруга Ирины Рыбальченко Сергея Грабовского. Ему принадлежит сеть компаний, специализирующихся на поставках химических реагентов и расходных материалов для лабораторий по всей России. Но настоящим золотым дном для Грабовского стала медсанчасть, где его жена занимала пост главного врача.

«В Астрахани все было очень легко — компании Грабовского выигрывали практически в каждом втором тендере с ЧУЗ МСЧ, а когда дело касалось лабораторных расходных материалов — то победы были практически в 100% тендеров. Причем, проводились они не только на частные средства, но и на бюджетные деньги по ОМС. Это знали многие, но у Рыбальченко были покровители в „Газпроме“, поэтому все контролирующие структуры закрывали глаза на монополию ее семейства», — объяснил Рустам Абдусаламов.

По данным астраханского налоговика, Грабовский контролировал восемь действующих фирм — АНО «Медицина для Всех-МЛДЦ», ООО «Кардиохирургия», ООО «Лабимед», ООО «Меди-Проф», ООО «Диалаб Руссланд», ООО»Балтийское Научно-Техническое Объединение«, ООО «ВМТ» и ООО «Медитех». Эти компании создавали на аукционах видимость конкуренции, заранее распределяя между собой роли победителей.

Аффилированность компаний несложно проследить через их руководство — учредителями и директорами везде выступают родственники и знакомые Сергея Грабовского и Ирины Рыбальченко. Так, компанию «Лабимед» учредил Дмитрий Грабовский, по данным источников ПАСМИ, двоюродный брат Сергея Грабовского. Дмитрий также является гендиректором в фирме «Медитех», учредители которой — мать и отец Ирины Рыбальченко — Лидия Янковская и Ефим Смулянский. Родители Рыбальченко в свою очередь взаимосвязаны с ее мужем через фирму «ВМТ».

Активное участие в создании видимости конкуренции, как утверждают собеседники ПАСМИ, принимала и группа компаний «Р‑Фарм», подконтрольная сопредседателю общероссийской организации «Деловая Россия» Алексею Репику.

«„Р‑Фарм“ выходила на закупки газпромовской больницы в Астрахани, вместе с компаниями мужа Рыбальченко, чтобы не пускать посторонние фирмы. Тендеры между собой они делили по договоренности. При осуществлении функций начальника планово-экономического отдела ЧУЗ МСЧ, я ни раз слышала о встречах Рыбальченко с представителями фирм Репика на территории медсанчасти. По протоколам закупок можно отследить, что все пробирки для лаборатории закупались у Репика, а реагенты — у компаний Грабовского. И так из года в год», — вспоминает Анна Иванова.

Подарок Собянина

Закончились астраханские схемы летом 2019 года, когда Рыбальченко пригласили работать в московский Департамент здравоохранения на пост директора ГАУ «Гормедтехника».

По мнению собеседников редакции, перевод Рыбальченко связан с переделом сфер влияния в столичной мэрии. В конце 2018 года из администрации Сергея Собянина ушел отвечавший за соцблок вице-мэр Леонид Печатников. На этом посту он неоднократно оказывался в центре скандалов с закупками медоборудования и препаратов.

В этих же историях фигурировал и экс-директор ГМТ Игорь Кадашев, которого называли доверенным лицом Печатникова. Его сняли поста после отставки покровителя.

На смену одной команде пришла другая — куратором Депздрава стала Анастасия Ракова, она и пролоббировала Ирину Рыбальченко на должность генерального директора «Гормедтехники».

«Сама Рыбальченко в кругу своих доверенных лиц в Астрахани не раз подчеркивала, что ее переводят в столицу по личному приглашению Собянина, также она хвастала связями с Анастасией Раковой. Меня Рыбальченко позвала из Астрахани на руководящий пост в финансовый отдел ГМТ, сказав что Ракова дала ей полный карт-бланш на подбор персонала и одобрит всех не глядя», — рассказала Иванова корреспонденту ПАСМИ.

О больших полномочиях, полученных бывшим главврачом газпромовской МСЧ в Депздраве Москвы, вспоминает и Рустам Абдусаламов: «Рыбальченко предложила мне самому выбрать отдел в «Гормедтехнике», где я хочу работать, а если его нет, то создать на свое усмотрение. Именно под меня в ГМТ ввели отдел управления рисками, который я и возглавил».

Всего из Астрахани Рыбальченко перевезла около десятка подконтрольных ей ранее сотрудников газпромовской медсанчасти, рассказали собеседники ПАСМИ. Своих людей чиновница расставила на ключевые посты в «Гормедтехнике», таким образом избавив себя от лишних вопросов прежнего независимого персонала.

Тайная встреча

«Я полагаю, что задача, поставленная в Москве перед Рыбальченко, — это организация новых контрактов жизненного цикла, где будут вращаться сотни миллиардов рублей, так, как это нужно определенным лицам в столичной мэрии. „Пробой пера“ стала серия закупок крупного медоборудования, проведенная в конце 2019 — начале 2020 годов», — поделился своим мнением Рустам Абдусаламов.

Речь идет о 13 конкурсах на поставку 101 аппаратов МРТ, 116 компьютерных томографов, 28 ангиографов, 19 маммографов и 309 аппаратов УЗИ с 10-летним горизонтом сервисного обслуживания. Общая сумма контрактов составила 20,8 млрд рублей.

Справка ПАСМИ

С 2019 года в рамках модернизации системы здравоохранения в России начали проводить закупки некоторых видов медицинского оборудования по контрактам жизненного цикла. Они должны заменить собой отдельные краткосрочные контракты на сервис медаппаратов, поскольку теперь услуги по техобслуживанию включаются в контракт на поставку. Таким образом, поставщик несет ответственность за оборудование и обновление технологий вплоть до конца его жизненного цикла. Средний срок такого долгосрочного партнерства составляет 8–15 лет.

В России госзаказы по системе КЖЦ с поставщиками медтехники одной из первых инициировала Москва. Заказчиком выступила подведомственное Департаменту здравоохранения Москвы ГАУ «Гормедтехника».

Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова новые конкурсные процедуры оценила положительно, отметив рекордное снижение цен на торгах. Однако, собеседники ПАСМИ обратили внимание на другую особенность прошедших конкурсов.

Победителями в 13 тендерах стали четыре компании. Три из них — известные производители медтехники: «Сименс здравоохранение», «Филипс» и «ДжиИ Хэлскеа». А вот четвертый подрядчик никогда ранее в столь крупных поставках медицинского оборудования не участвовал, зато был хорошо знаком организатору торгов: контракты почти на 3,4 млрд рублей заключила группа компаний «Р-Фарм» Алексея Репика.

Бывший начальник отдела рисков ГМТ считает, что победа «Р-Фарм» скорее всего, была предопределена заранее. И это предположение основано не только на «астраханских связях» Ирины Рыбальченко с Алексеем Репиком. Дело в том, что перед проведением конкурсных процедур на территории «Гормедтехники» состоялась тайная встреча миллиардера с организаторами торгов.

«В мой круг обязанностей входил контроль за пропускной системой и службами безопасности ГМТ, и 26 июля 2019 года мне было сказано, что на следующий день — в субботу — будет важное совещание у Рыбальченко, и на работу мне выходить не стоит. Такого мне раньше никогда не говорили. А потом выяснилось, что гостем этого „секретного“ совещания был Репик. Об этом я узнал случайно: из-за внесенных мною изменений в пропускную систему, секретарь по своей глупости принесла мне на подпись две служебные записки с данными о его визите», — объяснил Рустам Абдусаламов, сохранивший этот документ.

Также Абдусаламов узнал, что на этой встрече присутствовали два помощника Рыбальченко, с которыми она раньше работала в Астрахани — руководитель службы по работе с медицинскими организациями Татьяна Адельшинова и руководитель организационно-методического отдела Наталья Горкун, вошедшая затем в состав закупочной комиссии.

«Я думаю, что встреча — ни что иное, как коррупционный сговор, на котором, скорее всего, обсуждались нюансы проведения торгов, подготовка технической документации и иные тонкости», — предположил Рустам Абдусаламов.

Кстати, через пару месяцев после этой встречи еще один ее участник  Денис Чередниченко стал генеральным директором в новой фирме Репика «РК МЕДИКАЛ СИСТЕМЗ», зарегистрированной в сентябре 2019 года. При этом, ранее Чередниченко не фигурировал ни в одной компании, связанной с медициной.

Шантаж производителей

Летом 2019 года, накануне больших торгов по новой системе КЖЦ, на территории «Гормедтехники» прошла еще одна встреча, которая могла повлиять на исход 20-миллиардных конкурсов.

Рустам Абдусаламов передал в распоряжение ПАСМИ аудиозапись совещания 20 июня, где Ирина Рыбальченко и сотрудница Департамента здравоохранения Москвы Елена Балашова разговаривают с представителем фирмы-производителя медтехники «ДжиИ Хэлскеа» (GE Healthcare), навязывая ему собственную ценовую политику. В частности, Рыбальченко говорит о том, что «ДжиИ Хэлскеа» должно выходить на конкурсы с таким прайсом, который ему заранее укажут в «Гормедтехнике».

«Понимаете, цена, на копейку выше во время аукциона — это тот же самый отказ… у нас очень жесткая позиция. Она не наша. Она не моя. Не Елены Александровна (Балашовой). Позиция, озвучена правительством Москвы», — заявляет Рыбальченко.

Она вполне прозрачно намекает, что если в «ДжиИ Хэлскеа» не отнесутся с пониманием к просьбам о «ценовых договоренностях» на аукционах, то тендеры достанутся более понятливым участникам рынка.

«Я буду встречаться с другими производителями, кто найдет для нас время и желание… И действительно, очень многое зависит от вашей доброй воли… Вот кто первый ухватит этот новый тренд, тот и снимет сливки. Я очень прошу донести это до руководства», — советует директор «Гормедтехники».

Они должны быть в курсе:
— мэр Москвы Сергей Собянин
— прокурор Москвы Денис Попов
— глава УФСБ Москвы и Московской области Алексей Дорофеев
— и.о. руководителя ГСУ СКР по Москве Андрей Стрижов
— глава ГУВД Москвы Олег Баранов

Экс-сотрудники ГМТ объяснили, что суть это совещания в следующем: «Гормедтехника» предложила производителям, если они хотят остаться на столичном рынке, выровнять цены под те, которые устраивают московское правительство.

«„Гормедтехника“ формирует закупочную документацию и техзадания и при необходимости может внести такие условия, что любая неугодная ей организация лишится шансов на победу в аукционах, — уточнила Анна Иванова. — Это совещание показывает, какими методами „Гормедтехника“ может обеспечивать победу или поражение для любой фирмы во внешне независимых от Депздрава конкурсах».

А 21 июня, на следующий день после совещания, дистрибьютор GE Healthcare — АО «Фармадис» — направил в «Гормедтехнику» и Департамент здравоохранения претензионные письма. В этих посланиях выражается возмущение тем фактом, что Ирина Рыбальченко от имени Анастасии Раковой оказывает давление на производителей.

«Государственный заказчик не вправе оказывать давление на производителей и поставщиков, с целью указывать с кем им сотрудничать и вынуждать сужать круг своих партнеров, уполномоченных осуществлять поставку в рамках госзакупок. Любые обсуждения условий включения или исключения являются шантажом и могут быть расценены, как сговор», — указывается в письме.

Представитель АО «Фармадис» также отмечает, что если компания узнает об иных незаконных мерах, то она будет вынуждена обратиться в ФАС, ФСБ и Генпрокуратуру для защиты своих прав.

По данным собеседников редакции, после этого письма Ракова устроила разнос Рыбальченко, но не из-за того, что она нарушает закон о конкуренции, а потому, что упоминает ее фамилию в подобных разговорах. При этом, Анна Иванова и Рустам Абдусаламов допускают, что вице-мэр, возможно, не в курсе происходящего сговора и ее вводят в заблуждение.

В ожидании реакции

Экс-сотрудники ГМТ считают, что правовую оценку действиям чиновников должны дать правоохранительные органы. Они уже обращались в СКР, ФСБ и Генпрокуратуру с заявлениями о нарушениях Рыбальченко как в Москве, так и в Астрахани. Кстати, среди фактов, указанных этих в обращениях, — счета в оффшорах, которые Ирина Рыбальченко, по словам ее бывших подчиненных, скрывает в декларации. Впрочем, проверять указанные факты подчиненные Александра Бастрыкина, Александра Бортникова и Игоря Краснова не стали.

Причиной «слепоты» силовиков Анна Иванова и Рустам Абдусаламов считают высоких покровителей чиновницы и надеются, что общественный резонанс поможет объективному расследованию. Все документы они готовы передать правоохранителям.

«Впереди еще много закупок. Причем, все расходные материалы для дыхательных аппаратов теперь тоже будет приобретаться по системе КЖЦ, а это как раз профиль компаний мужа Рыбальченко. Не удивлюсь, если в следующих конкурсах, помимо Репика, в победителях появится и Грабовский. Но хочется верить, что московское правительство пресечет будущие нарушения и разберется с прошлыми», — надеются собеседники ПАСМИ.
Персоны Компании
Как партнер Ротенберга получил дом ЮКОСа и еще четыре особняка ценой в 3,4 млрд рублей в центре Москвы
Сейчас эта недвижимость оценивается более чем в 3,4 млрд рублей. Собственники рассчитывают реконструировать особняки, а один из них превратить в бизнес-центр. Пока стройка не началась
Как партнер Ротенберга получил дом «Юкоса» и еще четыре особняка ценой в 3,4 млрд рублей в центре Москвы
Компании, связанные с партнерами и топ-менеджерами Ротенбергов, оказались владельцами целой улицы исторических усадеб на Ивановской горке в центре Москвы.
Руслан Горюхин забрался на Ивановскую горку
Как экс-глава "Стройгазмонтажа" получил дом ЮКОСа и еще четыре особняка в центре Москвы стоимостью в 3,4 млрд руб.
К генералу Сергею Деревянко пригласили киллера?
Константин Пирцхалава в середине 2000-х годов занимал пост замначальника Департамента экономической безопасности. Он был знаком с Деревянко, но не близко. После своего увольнения Пирцхалава
От швейцарского разорителя Гаона до свата Чемезова
Конечным бенефициаром Газбанка, задолжавшего кредиторам после банкротства более 20 млрд руб., являлся Владимир Аветисян. Его его пока лишь допросили в рамках расследования в качестве свидетеля
Хуснуллин пристроил своего человека к Мутко
Фонд защиты обманутых дольщиков может возглавить Константин Тимофеев. Он работал с бывшим вице-мэром столицы и нынешним вице-премьером Маратом Хуснуллиным более семи лет. 
Генералам Константину Пирцхалаве и Сергею Деревянко не удался династический брак
СКР проверяет информацию о подготовке покушения на бывшего руководителя ГУ МВД по ЦФО Сергея Деревянко, к которой могут быть якобы причастны представители клана Пирцхалава.
«Сумму» сочли общаком
Следствие объяснило, почему не сняло с братьев Магомедовых обвинение в оргпреступности.
Михаил Барышев стал узником ЦСКА
Дело бывшего главы клуба не оставляет ему шансов на свободу до суда.
Генерал Пирцхалава «заказал» другого генерала из-за семейных неурядиц
СКР проверяет информацию о подготовке покушения на бывшего руководителя ГУ МВД по ЦФО Сергея Деревянко.
Организатор цифровой слежки Эдуард Лысенко переписал имущество на тайную жену
Отвечающий за цифровую слежку за людьми министр столичной мэрии Эдуард Лысенко сам не хочет лишнего внимания: свою многочисленную недвижимость он оформляет на сожительницу.
Подчиненные Миллера замели в Волгограде следы мусором
В уголовном деле о предполагаемом хищении почти миллиарда рублей волгоградской фирмой "Экотехсервис" могут быть замешаны структуры "Газпрома".
ФАС разеберется, кого Собянин пригрел под крылом
Мэр столицы Сергей Собянин активно поддерживает сомнительных бизнесменов. А за это якобы получает неплохие проценты и транши в размере 25 миллионов долларов на предстоящие выборы.
Алексею Миллеру пора искать другого финдиректора
Заместитель главы "Газпрома" Фамил Садыгов может хранить в своем шкафу немало скелетов.
Деньги для Ротенбергов не пахнут
Как крупнейшая свалка в России помогла семье Ротенбергов заработать миллиарды.
Семья Ротенбергов углубилась в мусорное дело
Компания, близкая к старому другу Путина, оборудовала крупнейший мусорный полигон в России. Миллиарды рублей потрачены на бесполезные оптические сканеры.
Миллиарды из мусора сделали Ротенберги
Свалка «Калуга» стоит 30 миллиардов рублей и почти все эти деньги были освоены без тендеров.
Фамил Садыгов и азербайджанская мафия опутали Газпром
Главный финансист Газпрома оказался с двойным дном.