Алексей Ковальчук выжал из лофтов все деньги

Источник
Вкладчиков Red Development ограбило семейство жуликов Ковальчуков и деньги им возвращать никто не собирается.

Закон об уголовной ответственности застройщиков за обман дольщиков действует в России уже более трех лет. За это преступление предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы. Почему это не касается покупателей лофт-апартаментов у Red Development бизнесмена Алексея Ковальчука, в материале «Ленты.ру».

Имя им легион

«Я крайне недовольна компанией. Сроки сдачи неизвестны. Менеджеры вводят в заблуждение по любому вопросу, касающемуся проекта Loft Post. На объекте тишина. Реконструкция не ведется. Очень сожалею о покупке жилья в Loft Post. Никому не советую», — пишет Людмила на форуме сайта www.novostroim.ru. «У меня предварительный договор купли-продажи, сроки уже прошли. Хочу вернуть деньги. Есть у кого-нибудь хороший юрист?» — задает вопрос еще один обманутый дольщик Андрей. «Мы купили в 2014 году, на нормальную квартиру нам не хватало, это дешевле, и обещали к марту достроить. Но после того, как кризис начался, все приостановилось», — рассказывает свою историю дольщик Loft Park Екатерина. «Весь 15-й год нам вешали лапшу на уши, что мы что-то делаем, а сами ничего не делали. А потом вообще выяснилось, что, оказывается, банкротство и, в общем, мы вообще ничего не получим, потому что по закону получается, что мы третьи в очереди кредиторов, и нам останутся какие-то копейки. Вся недвижимость в залоге у банка», — продолжает она.

Летом 2016 года начались пикеты обманутых дольщиков. Среди лозунгов акции: «Город помоги!», «Мэр останови беспредел!», «Москва, не закрывай глаза! Дольщики лофтов — тоже дольщики!» При подготовке к пикету также обсуждались варианты — «Ковальчука под суд!» и «Red Development к ответу!» И это лишь малая часть претензий к компаниям одного из крупных столичных девелоперов — Red Development, принадлежащих бизнесмену Алексею Ковальчуку. Сначала он заморозил строительство, пытался продать объекты. Затем в отношении компании было возбуждено уголовное дело, обернувшееся для Ковальчука арестом по статье 159, части 4 (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере).

А помнишь, как все начиналось?

Red Development специализируется на строительстве лофт-апартаментов (жилье в промышленных зданиях). По данным «Метриум Групп», в 2014 году компания с портфелем в 165,5 тысячи квадратных метров занимала третье место в рейтинге крупнейших застройщиков апартаментов старой Москвы. По данным самой компании, на конец 2015 года портфель Red Development включал шесть проектов на 202 тысячи квадратных метров. «Многофункциональный комплекс Loft Time — новый проект бизнес-класса, реализуемый на северо-западе Москвы, его возводят по индивидуальному проекту, на территории в 2,5 гектара. Фасады получат отделку клинкерным кирпичом, будут установлены большие панорамные окна и французские балконы», — так расписывал девелопер свой проект, не забывая упомянуть и о развитой инфраструктуре района «Сокол», где возводились здания. Первые корпуса должны были сдать в 2014 году, а завершить проект планировали в 3 квартале 2016 года.

Не получилось. После обвала курса рубля у компании в конце 2014 года возникли финансовые проблемы. Она перестала обслуживать кредиты и даже выставила некоторые проекты на продажу.

Главные кредиторы Ковальчука — «Абсолют банк» (3,2 миллиарда рублей) и Промсвязьбанк (3,12 миллиарда рублей). В залоге у «Абсолюта» был комплекс Loft Park у метро «Водный стадион», у Промсвязьбанка — комплексы Loft Post (21,9 тысячи квадратных метров) рядом с метро «Бауманская» и Loft Time (21 тысяча квадратных метров) на «Соколе». Алексей Ковальчук утверждал, что в октябре 2015 года было подписано соглашение с «Абсолютом». По нему банк становился владельцем АО «Арбита» и ЗАО «Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева», которым принадлежат права на проект. На эти деньги Red Development должен был достроить Loft Park, а также расплатиться с 250 инвесторами, вложившими в проект свыше 1 миллиарда рублей. Однако сделка не состоялась.

После этого банкиры решили действовать более жестко — через процедуру банкротства. 20 апреля 2016 года Арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению иск Промсвязьбанка к шести фирмам Red Development о взыскании залога, а в августе того же года Арбитражный суд Москвы ввел в ООО «Мира» (Loft Time) конкурсное производство на шесть месяцев. В рамках него Промсвязьбанк заявил требования на 3,12 миллиарда рублей. В январе 2016 года иск о банкротстве к соинвестору Loft Park АО «Арбита» подала фирма «Вармастрой». ЧОО «Страж» потребовала в феврале 2016 года признать несостоятельной компанию «Мира», а в марте — компанию «Ревко инвестмент» (Loft Garden).

Летом 20016 года стало известно о возбуждении уголовного дела о мошенничестве в отношении «Арбита». В постановлении о возбуждении уголовного дела говорилось, что руководство компании использовало кредитные средства «по собственному усмотрению». Несмотря на множество судебных исков, Ковальчук продолжал говорить об успехах.

«Четыре проекта Red Development — Apple Tower, The Loft, Loft 17, Loft Garden — завершены, компания продолжает выполнять обязательства перед дольщиками и кредиторами», — рапортовала пресс-служба девелопера в апреле 2017 года. Для завершения строительства Loft Post якобы были привлечены инвестиции ФПК «Альтаир» и СК «Мемфис», а жилой комплекс Loft Time планировалось завершить в партнерстве с группой «Колди» и ФПК «Альтаир». «Альтаир» действительно выкупил часть финансовых обязательств Ковальчука перед Промсвязьбанком, а после продажи Loft Park фирме «МТФПА» в интересах НПФ «Благосостояние» был урегулирован и долг перед «Абсолют банком».

Статус — обвиняемый

Урегулирование отношений с банкирами не помогло Ковальчуку. До 7 июня 2017 года он проходил свидетелем по уголовным делам, заведенным в отношении компаний-застройщиков, но в тот день бизнесмен был задержан правоохранительными органами и помещен под стражу. Два дня спустя Головинский районный суд изменил его статус: вместо свидетеля бизнесмен оказался обвиняемым по статье «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Ему была избранамера пресечения в виде помещения под стражу.

Представители Ковальчука пытались оспорить судебное решение, напирая на то, что арест ставит под угрозу сдачу многих «замороженных» проектов, из-за чего могут пострадать интересы дольщиков. Но судья был непреклонен. Поддержал это решение и Мосгорсуд. «Ковальчук обвиняется в совершении тяжкого преступления, его соучастники до настоящего времени не установлены, находясь на свободе, обвиняемый может скрыться от органов следствия и суда, оказать воздействие на участников процесса», — говорится в апелляционном постановлении Мосгорсуда. «Кроме того, из представленных материалов следует, что органом следствия предпринимались неоднократные попытки вызова Ковальчука для проведения следственных действий, однако Ковальчук к следователю не являлся, в связи с чем выносились постановления о его приводе. Доводы стороны защиты о том, что инкриминируемое Ковальчуку деяние совершено в сфере предпринимательской деятельности, были проверены судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными».

Спустя три месяца после ареста Ковальчука с официальным заявлением выступил заместитель председателя Москомстройинвеста Александр Гончаров. По его словам, гражданам, которые заключали предварительные договоры с компанией Red Development на покупку лофт-апартаментов на севере Москвы, нужно обращаться в следственные органы для признания потерпевшими в рамках уголовного дела.

«Потерпевшими по факту хищения денежных средств признано 40 человек. Но по данным следствия, количество обманутых структурами Red Development граждан по двум объектам может составить порядка 450 человек», — заявил Александр Гончаров. Ущерб обманутых дольщиков превысил 1 миллиард рублей.

Выяснилась и еще одна любопытная деталь, о которой написала «Новая газета». Права на проект Loft Park были оформлены на две структуры — непосредственно ЗАО «Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева», с которым подписывали договоры дольщики, и ЗАО «Арбита». Последнее в рамках дела о банкротстве фабрики предъявило свои требования — ни много ни мало на 4 миллиарда рублей. Таким образом аффилированные с Ковальчуком компании пытаются воспрепятствовать процедуре банкротства и фактически взять процесс под свой контроль. Это открывает для должника и некоторые новые перспективы. Ведь банкротство не означает, к примеру, автоматической ликвидации компании. Зато дает возможность «очистить» ее от накопившихся имущественных требований в полном соответствии с законом. Если эту комбинацию удастся провернуть, то шансов у дольщиков получить квартиры или вернуть деньги почти не останется.

Ясности в дальнейшей судьбе лофт-проектов, принадлежавших Red Development, до сих пор нет, несмотря на громкие заявления Алексея Ковальчука о том, что и инвесторы найдены, все вопросы с дольщиками решатся, и проекты будут реализованы. Так, права на земельный участок в 5,5 гектара и недостроенное здание, принадлежащие «Московской тонкосуконной фабрике имени Петра Алексеева» (МТФПА), в начале 2017 года приобрела структура НПФ «Благосостояние». Партнером фонда должна была стать группа «Родина» Антона Винера. Но «Родина» из проекта вышла.

В конце прошлого года появилась информация, что ЖК будет достраивать группа ПИКСергея Гордеева. Проект Loft Time выкупила «Альтаир групп». Но и здесь нет никакой ясности по поводу сроков реализации проекта.

Банкротство под контролем

Обманутым дольщикам и кредиторам Red Development вернуть средства после освобождения Алексея Ковальчука из-под домашнего ареста становится все сложнее. Дело в том, что помещения, которые являлись предметом залога в банках и одновременно проходили по предварительным договорам купли-продажи с дольщиками переданы в пользу отца владельца Red Development — Константина Алексеевича Ковальчука. По крайней мере, это касается залогов ООО «Новолайн», входящего в группу Red Development, где Константин Ковальчук является конкурсным кредитором (письмо Ковальчука имеется в распоряжении редакции). Кроме «Новолайна» в группу Red Development входят «Строительная компания "Дексус"», ЗАО «Дега», ООО «Ревко Инвестмент», АО «Ринко», ЗАО «Верона». И нет никакой информации о том, что Ковальчук-старший готов безвозмездно расстаться с этими площадями в пользу кредиторов.

Можно только констатировать, что на помощь сыну Константин Ковальчук пришел в нужное время. Хотя отец и пенсионер, у него имеется хороший бэкграунд. Он много лет проработал в структуре Федеральной таможенной службы, дослужился до генерала внутренней службы, до 1998 года занимал должность начальника управления косвенного налогообложения ГТК РФ (для подтверждения — фото группы руководящих сотрудников центрального аппарата ГТК РФ и фото паспорта Ковальчука). С 2008 по 2011 год возглавлял ООО «ИС Девелопмент». Сейчас проживает в деревне Таганьково (между Можайским и Рублевским шоссе, неподалеку от поселка Горки-10) в частном доме, который, по слухам, также находится в залоге у кредиторов. И теперь понятно, что не случайно летом прошлого года Алексей Ковальчук зарегистрировался в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 22 по Московской области как индивидуальный предприниматель.

Действия Ковальчука-старшего мало чем отличаются от методов ведения бизнеса его сына. Владельцы Red Development доводят подконтрольные компании до процедуры банкротства, пытаются поставить в них своих конкурсных управляющих и вывести активы из-под залога банков. Примеров этому предостаточно. Например, ООО «Строительная компания "Дексус"», признанное в мае 2017 года банкротом, сейчас активно возвращает свои активы из-под залогов у кредиторов.

Сначала в реестр кредиторов включаются подконтрольные компании. Затем они переуступают право требования (так было в истории с «Дексусом», когда АО «Ринко» было заменено на гражданина Мустафаева Ш.М., а ЗАО «Верона» — на гражданина Алескендерова Т.И.). А потом имущество распродается аффилированным с Ковальчуком компаниям.

Трудно поверить, но конкурсный управляющий «Дексуса» Юрий Хлобыстов в июле прошлого года незаконно организовал торги по реализации имущества, которое отошло заинтересованным структурам. Эти сделки были оспорены в Арбитражном суде Москвы, подтвердившем незаконность действий управляющего.

Кроме этого, на рассмотрении Арбитражного суда города Москвы находится спор по исковому заявлению правительства Москвы, департамента городского имущества города Москвы к ООО «Новолайн», ЗАО «Дега», ООО «СК "Дексус"» о признании самовольной постройкой спорного объекта (здание по адресу: Москва, Духовской переулок, 17, строение 18). Также имеются документы Градостроительно-земельной комиссии города Москвы по объектам, расположенным по адресу: Москва, Духовской переулок, владение 17, строения 10,12,17,18, в которых они также признаются незаконными строениями.

Не говорит ли это о том, что Ковальчук использует идентичную схему для всех процедур банкротства своих компаний? Через подконтрольного ему конкурсного управляющего заводит в реестр кредиторов требования своих аффилированных фирм с целью вывода заложенных площадей? Яркое тому подтверждение история с ООО «Дексус». Здесь даже при явно спорном определении арбитражного суда действия компании привели к утрате залогового статуса одного из банков-кредиторов, а здание, находившееся в залоге, оказалось у аффилированных с Ковальчуком структурах (решение Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2018 года).

Судебные тяжбы кредиторов и дольщиков с представителями Red Development, по всей видимости, будут продолжаться еще долго. Первая инстанция, апелляция, суд более высокой инстанции, жалобы на апелляции и так далее по кругу.

Но у пострадавших не остается выбора. «Для кредиторов доступен общий набор вариантов — взыскание по долгам в судебном порядке, обращение взыскания на имущество во внебанкротном порядке (в рамках исполнительного производства, на заложенные и незаложенные активы) либо в рамках процедуры банкротства», — комментирует ситуацию партнер, генеральный директор Юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов. «При этом получение кредитором денег, имущества до процедуры банкротства чревато тем, что в рамках процедуры банкротства такие сделки могут быть оспорены другими кредиторами, признаны недействительными, а имущество изъято обратно в конкурсную массу. Поэтому, как правило, целесообразнее сразу инициировать процедуру банкротства, если должник уже неплатежеспособен», — говорит юрист.

Удивляет лишь позиция правоохранительных органов: уголовное дело в отношении Алексея Ковальчука было возбуждено более полутора лет назад, а видимых результатов пока нет.

Персоны Компании
Юрий Чиханчин нарыл зарубежные активы братьев Ананьевых
Росфинмониторинг доказал, что через Промсвязьбанк было легализовано примерно 350 миллионов долларов.
Александр Светаков режет квадратные метры
Миллиардер Александр Светаков, который 12 лет назад провел крупнейшую в истории российского банковского сектора сделку, продав «Абсолют банк» за 1 миллиард долларов, расстался с сотнями тысяч метров офисной недвижимости и своим первым бизнесом.
«Фортум» отвернулся от «Комплексных энергетических решений»
Челябинский подрядчик проиграл очередной суд с энергокомпанией.
Гражданин Украины обналичивал военный бюджет под прикрытием Тимура Иванова
Схемы вывода миллионов Минобороны: «новая Васильева», украинец, слесарь и продавщица.
Концерн Green Mama может быть обанкрочен Промсвязьбанком
Российский государственный Промсвязьбанк подал иск о банкротстве против Олега и Игоря Насобиных, владеющих конгломератом фирм, работающих под брендом Green Mama (Грин Мама).
Кто стоит за аферами в «Кутузовской миле» и «Рублевской ривьере», и когда дольщики получат свои квартиры
«Кутузовская миля» и «Рублевская ривьера» - одни из самых известных проектов бизнесмена Сергея Полонского
Братьям Акимовым прилетел должок за братьев Ананьевых
Государственный Промсвязьбанк подаст иск о банкротстве против A Project Development братьев Акимовых. Девелоперы перестали обслуживать кредиты, взятые ими у банка еще тогда, когда он принадлежал братьям Ананьевым.
«Решальщик» для Алишера Усманова
Как Дмитрий Смычковский спасал пасынка миллиардера
Дмитрий Смычковский оказался "решалой" для Алишера Усманова
Связанный с ОПГ Дмитрий Смычковский помогал олигарху и его пасынку Антону Винеру снять проблемы со строительством «Олимпийской деревни в Новогорске».
Пасынок Алишера Усманова займется жилым строительством в Москве
Комплекс почти на 200 000 квадратных метров возведет фонд «Благосостояние».
Леонид Федун и Вагит Алекперов продают последний крупный финансовый актив
Структуры Леонида Федуна и Вагита Алекперова выставили на продажу Группу «КапиталЪ Управления активами» — акционеры боятся повторения кризиса 2008 года на фоне сокращения прибыли. Среди возможных покупателей актива — Промсвязьбанк.
Кто подставил Шойгу — «новую Васильеву» вырастил замминистра Иванов
Коррупционный взрыв в Минобороны: секретные документы, телефонные переговоры и недвижимость за границей.
РЖД отцепляет фонд
Контролирующим акционером НПФ «Благосостояние» будет Газпромбанк.
Борис Минц укусил сам себя за хвост
Три НПФ Бориса Минца подали иск к финансирующей его бизнес компании «Прайм финанс». Таким образом бизнесмен пытается досрочно вытащить деньги из облигаций компании, что свидетельствует о серьезном кассовом разрыве.
Борис Минц потребовал от Дмитрия Ананьева 3,9 миллиарда рублей
Эти деньги требуют взыскать с «Промсвязькапитала» пенсионные фонды финансовой группы «Будущее».
Роман Авдеев изобрел финансовую фармацевтику
Аптечная сеть "36,6", принадлежащая владельцу Московского кредитного банка, отказывается возвращать долги своим кредиторам. Миллиардер использует фармритейлера в своих финансовых схемах и ведет компанию к банкротству?
Дарасунский рудник потребовал деньги от группы "Урюмкан"
На Дарасунском руднике в Забайкальском крае снова бастуют и голодают шахтеры, которым не платит зарплату группа компаний "Урюмкан" Сергея Бербидаева. В сентябре прошлого года тоже самое происходило на руднике при "Южуралзолото" челябинского олигарха Константина Струкова.
Минфин США вдохнул надежду в Rusal
Словесная интервенция американского ведомства привела к росту котировок алюминиевой компании на 16%.