Круг подозреваемых в деле о хищении 2,7 млрд рублей на поставках электронных браслетов для тюремного ведомства может расшириться. По данным «Известий», у следствия имеются вопросы к экс-замдиректора ФСИН генерал-майору Владиславу Цатурову, который курировал закупки систем электронного мониторинга за поднадзорными лицами (СЭМПЛ — так официально называют электронные браслеты), а также к руководителям управления исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и главного центра информационно-технического обеспечения ФСИН. Кроме того, источники в правоохранительных органах не исключают, что уже к предъявленному генералу обвинению в мошенничестве может добавиться еще одна, более тяжкая, статья 210 УК РФ «Организация преступного сообщества». Если вина по ней будет доказана, то Александр Реймер может провести в тюрьме до 20 лет. «Известиям» удалось ознакомиться с показаниями одного из ключевых свидетелей обвинения.
Как следует из материалов дела, подготовка к многомиллиардным хищениям с помощью самарской фирмы НПФ «Мета» и ФГУП ЦИТОС ФСИН России, которые были подконтрольны экс-директору ведомства Александру Реймеру, началась за несколько месяцев до подписания первых контрактов на закупку электронных браслетов — в январе 2010 года. При этом о возможных махинациях, помимо экс-замдиректора ФСИН Николая Криволапова, который уже помещен под домашний арест, знали и другие руководители службы. Такие показания дал следователям ключевой свидетель обвинения — бывший офицер ФСИН, работавший в главном центре инженерно-технического обеспечения ведомства (в интересах личной безопасности свидетеля «Известия» не называет его фамилию). Офицеру пришлось уволиться со службы из-за конфликта с Александром Реймером.
Как рассказал следователям офицер, работа по внедрению систем электронного мониторинга за поднадзорными лицами началась вестись во ФСИН еще в 2008 году, до прихода в службу Александра Реймера. К концу 2009 года в разработке этой системы принимало участие около 25 промышленных организаций, многие из которых заявляли об имеющихся у них опытных образцах.
— На одном из совещаний, в котором принимали участие представители этих организаций, ко мне подошел Николай Криволапов, который дал мне устное указание включить в список участников совещания представителей фирмы «Мета» из города Самары, — рассказывает свидетель. — Как тогда заявил мне Криволапов, я должен это сделать по личному указанию директора ФСИН.
Ранее, по словам бывшего фсиновца, эта компания никогда не участвовала в программе СЭМПЛ.
— В перерыве совещания Криволапов завел в мой рабочий кабинет представителя «Меты» Виктора Определенова (один из обвиняемых по делу Реймера. — «Известия») и порекомендовал напоить его чаем и переговорить с ним о будущем производстве.
Как следует из показаний, в процессе разговора Определенов сообщил, что по договоренности с руководством ФСИН принято решение о том, что именно его компания будет внедрять электронные браслеты и заниматься обеспечением каналов связи. Для этого офицер должен был передать ему все имевшиеся в его распоряжении технические документы и результаты тестирования электронных браслетов.
— Я поинтересовался, что это за решение, и что за оборудование планирует поставлять «Мета». Мне ответили, что в настоящий момент компания не имеет собственного производства, но оптимально для нее будет сотрудничество с одним из присутствующих производителей, чье оборудование удовлетворяет ФСИН.
На тот момент ФСИН уже отобрала четыре компании, которые должны были участвовать в выполнении госпрограммы. Однако ни одна из этих фирм к участию в программе впоследствии так и не была допущена. Распоряжением директора ФСИН был создан для производства электронных браслетов подведомственный ФГУП ЦИТОС, на базе другого ФГУП ФСИН — торгового дома «Вятка», основным видом деятельности которого являлась «розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями». Гендиректором ЦИТОСа стал Виктор Определенов, ранее руководивший НПФ «Мета», а на «Мете» якобы было размещено производство электронных браслетов.
Между тем офицер, согласно показаниям, отказался выполнять распоряжения Криволапова и включать «Мету» в список разработчиков электронных браслетов.
— После отказа спустя некоторое время мне по прямому номеру телефона позвонил директор ФСИН Александр Реймер и приказал все документы и наработки отдать представителям фирмы «Мета», — рассказывает свидетель. — Однако я доложил Реймеру, что эта компания не способна предоставить оборудование, потому что у них нет собственных мощностей для подобного производства. После этого Реймер мне в грубой форме пообещал жесткую служебную проверку и оргвыводы по занимаемой мною должности. Я ответил, что готов подать рапорт, но подобное сотрудничество с фирмой «Мета» считаю неправомерным.
По словам офицера, в курсе возможных махинаций был не только Николай Криволапов, но и другой заместитель — генерал-майор Владислав Цатуров, который месяц назад указом президента России был отправлен в отставку. Владислав Цатуров, по словам источников в правоохранительных органах, также на сегодняшний день фигурирует в деле о браслетах, поскольку ставил свои подписи на документах по СЭМПЛ и курировал это направление. Не исключено, что в ближайшее время генерал также будет вызван к следователю на допрос.
Во ФСИН РФ не комментируют информацию о возможном допросе бывшего заместителя директора службы Владислава Цатурова.
Между тем офицеру, отказавшемуся выполнять противоправные приказы Реймера, пришлось уволиться со службы. На него не только оказывали моральное давление, но и угрожали расправой ему и его родственникам. Кроме того, против него было сфабриковано уголовное дело, однако в результате расследования обвинения в его адрес были сняты и он полностью реабилитирован.
В правоохранительных органах не исключают, что действия Реймера и его подчиненных могут быть квалифицированы не только по ст. «Мошенничество», но и по ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества».
— Они координировали свои действия и разрабатывали планы создания условий для совершения хищения бюджетных средств в особо крупном размере, — говорит собеседник.
Он напоминает, что в оперативной разработке сейчас находится еще одно дело — о хищении 1,2 млрд рублей на закупках интегрированных систем безопасности для тюремного ведомства.
— В этой схеме были задействованы все те же офицеры ФСИН во главе с Реймером, — подчеркивает офицер.
Экс-директор ФСИН России Александр Реймер был задержан 30 марта 2015 года в центре Москвы в гостинице «Украина» и доставлен на допрос в СКР. — Бывшему директору ФСИН России Александру Реймеру, бывшему его заместителю Николаю Криволапову, директору ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» ФСИН России Виктору Определенову, бизнесмену Николаю Мартынову предъявлены обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК, — сообщил «Известиям» официальный представитель СКР Владимир Маркин.
31 марта 2015 года суд выдал санкцию на арест Реймера до 31 мая 2015 года. Он направлен в один из столичных СИЗО. На суде своей вины экс-глава ФСИН так и не признал и просил освободить его под залог в 1 млн рублей.
По версии следствия, Реймер, Криволапов и Определенов были причастны к хищению в 2010–2012 годах более 2,7 млрд рублей при поставках электронных браслетов. Следователи считают, что на самом деле браслеты были закуплены у компании «Мета» по завышенной цене. Например, при стоимости браслета 19 тыс. рублей они закупались более чем за 100 тыс. Общая сумма хищений, по данным следствия, составляет 2,7 млрд рублей.
Во ФСИН отмечают, что еще в 2013 году прекратили сотрудничество с компанией «Мета». Тогда же вся разработанная и принадлежавшая компании техническая документация и патенты на электронные браслеты на безвозмездной основе были переданы ФГУП ЦИТОС ФСИН России.