Громкий коррупционный скандал с арестами ряда высокопоставленных сотрудников СКР совпал с масштабной реформой в самом следственном ведомстве, которую проводит его председатель Александр Бастрыкин. В ходе нее статус ряда главных управлений СКР был понижен до управлений, а некоторые из управлений стали отделами. При этом главное управление межведомственного взаимодействия и управление собственной безопасности СКР, экс-руководители которых сейчас находятся в СИЗО "Лефортово", вообще могут быть ликвидированы.
Как рассказывают источники "Ъ", внутренняя реформа, начатая Александром Бастрыкиным, должна была завершиться 10 августа. К этому времени ряд структурных подразделений были понижены в ранге. Так, например, главное управление обеспечения деятельности (ГУОД) СКР было преобразовано в обычное управление. Входившие же до этого в состав ГУОД управления или были переведены в непосредственное подчинение господина Бастрыкина, или получили статус отделов. В частности, так произошло с управлением капитального строительства, которое ранее возглавлял Алексей Скачков, арестованный по ходатайству самого комитета несколько месяцев назад по обвинению в крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК) при заключении контрактов на поставку кондиционеров для помещений СКР. Отдельными подразделениями прямого подчинения также стали тыловики, отдел управления госзакупками, а финансово-экономическое управление стало отделом. Бывшее ГУОД в ранге управления сейчас возглавляет в качестве и. о. начальника Риф Гайфутдинов. При этом его будущее пока под вопросом, так как он, по некоторым данным, связан с сомнительной историей о предоставлении служебной квартиры первому замначальника ГСУ СКР по Москве Денису Никандрову, арестованному за получение взятки от вора в законе Захария Калашова.
Также под реформу может попасть управление процессуального контроля, функции которого во многом дублируются органами прокуратуры, надзирающей за деятельностью СКР.
Однако после задержания сотрудниками ФСБ генерала Никандрова, а также начальников главного управления межведомственного взаимодействия и управления собственной безопасности СКР Михаила Максименко и Александра Ламонова (уголовное дело в их отношении лично возбудил господин Бастрыкин) реформировать решили и эти подразделения.
Уведомления о предстоящем сокращении штатов получили, по словам источников "Ъ", сотрудники всего главка и входящего в него УСБ. Судя по всему, серьезная кадровая чистка приведет к увольнению из СКР многих лиц, назначенных по протекции господина Максименко. По некоторой информации, в его ближайшее окружение входили в основном его бывшие сослуживцы и знакомые — выходцы из Санкт-Петербурга и местного ГУВД. Там в свое время сам Михаил Максименко служил в СОБРе. Позже он перешел в СКР в управление физзащиты. Первоначально одной из главных его задач была личная безопасность первых лиц Следственного комитета и самого Александра Бастрыкина. Однако после того, как главе СКР была выделена охрана из числа сотрудников ФСО, полковник Максименко перешел на работу в УСБ ведомства, сделав затем стремительную карьеру. Сначала он возглавил УСБ, а недавно — целый главк. Новому подразделению, помимо функций собственной безопасности, подчинили управления физзащиты, оперативных служб и межведомственного взаимодействия, а также три обособленных отдела — информационной безопасности, сопровождения на транспорте, организационного и документационного обеспечения. Кроме того, некоторое время назад туда же включили и контрольно-ревизионное управление СКР.
Информированные собеседники "Ъ" говорят, что после увольнения сотрудников УСБ в структуре СКР перестанет существовать в его нынешнем виде, оставшись в рамках ранее существовавшего отдела физзащиты для руководителей и следователей, которым угрожает опасность. При этом пока официально УСБ еще существует, а его начальником числится полковник Ламонов.
"Никаких уведомлений о его увольнении нам не поступало",— пояснила "Ъ" адвокат обвиняемого Ольга Лукманова. По ее словам, господин Ламонов по-прежнему содержится в СИЗО "Лефортово", но никаких следственных действий с ним не проводится. Госпожа Лукманова также отметила, что в понедельник подала очередную жалобу в Тверской райсуд на действия следствия. Она оспаривает законность проведения предварительного следствия в отношении ее подзащитного следователями ФСБ. Адвокат отмечает, что инкриминируемая ему статья УК о получении взятки в особо крупном размере (ст. 290 УК РФ) не относится к компетенции ФСБ. Решение же поручить проведение следствия чекистам принял замгенпрокурора Виктор Гринь. Законность этого постановления будет в ближайшие дни рассмотрена судом. Ранее похожая жалоба защиты господина Никандрова была отклонена.
При этом следует отметить, что сначала, 15 июля этого года, в следственном управлении ФСБ было возбуждено уголовное дело об организации преступного сообщества или участии в нем (ст. 210 УК РФ). На следующий день по решению Генпрокуратуры его соединили с уголовным делом о коррупции в СКР, передав его в производство чекистам. Еще через три дня по нему были задержаны, а потом и арестованы старшие офицеры СКР. Таким образом, не исключено, что обвинение, предъявленное господам Максименко, Никандрову и Ламонову, может быть расширено и утяжелено.
Официально комментировать реформу и возможные кадровые изменения в СКР отказались. Впрочем, ранее официальный представитель следственного ведомства Владимир Маркин обещал, что "работа по самоочищению будет продолжаться".