В новогодние праздники самолеты Специального летного отряда (СЛО) «Россия» совершили восемь рейсов между Москвой, Хельсинки и финским курортным местечком Куопио. Два ТУ 204−300 летали туда-сюда, потому что глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин любит проводить новогодние каникулы на финских озерах, а перед самым Новым годом — встречаться со своим финским коллегой в Хельсинки.
Мы проследили путешествия Александра Ивановича и его самолетов и попытались примерно подсчитать, во что они обошлись налогоплательщикам.
Как рассказал «МБХ медиа» источник в окружении главы СК, на финском курорте Куопио Бастрыкин провел девять дней в период с 28 декабря по 7 января. По словам источника, 28 декабря глава СК вместе с примерно двадцатью сопровождающими вылетел в Куопио из аэропорта Внуково на самолете Ту-204 СЛО «Россия» с бортовым номером RA-64 059 (рейс RSD-091). О вылете рейса свидетельствуют данные сервиса flightaware. В тот же день самолет вернулся во Внуково — уже без Бастрыкина, глава СК остался на финском курорте.
Это были первые два рейса правительственного самолета в этом новогоднем путешествии.
Куопио — восьмой по величине город Финляндии с населением около 110 тысяч человек. Он находится примерно в 380 километрах от Хельсинки и в 440 километрах от Санкт-Петербурга. Город расположен в красивейшем месте — на полуострове в окружении вод озера Каллавеси. Куопио считается центром зимнего туризма Финляндии и столицей финского православия, здесь находится кафедральный собор святого Николая (построен в 1806—1815 годах), и православный музей — один из самых больших в Западной Европе.
30 декабря RA-64 059 вновь вылетел в Куопио. Там самолет взял Бастрыкина на борт и отправился в столичный финский аэропорт Хельсинки-Вантаа. Вечером того же дня на сайте СК появилось сообщение, что в Хельсинки Бастрыкин провел рабочую встречу с Национальным комиссаром полиции Финляндии Сеппо Колехмайненом.
«В ходе переговоров руководители ведомств затронули целый ряд важных вопросов двустороннего сотрудничества, в том числе подвели итоги взаимодействия за прошедший год, а также наметили план предстоящей совместной работы в 2020 году», — говорилось в сообщении. Бастрыкин пригласил Колехмайнена «выступить в Московской Академии Следственного комитета».
Наметив план предстоящей работы, на следующий день — 31 декабря — Бастрыкин вылетел на RA-64 059 обратно в Куопио. Доставив главу СК на курорт, борт порожним вернулся во Внуково. Это еще четыре рейса RA-64 059.
Отдыхом на финском курорте Бастрыкин наслаждался до 7 января — в тот день в Куопио вылетел другой Ту-204, отличающийся бортовым номером от первого на одну цифру — RA-64 058. То, что самолет прилетел за главой СК, подтверждается номером рейса: он тот же, что и у предыдущего самолета — RSD-091. Из Куопио самолет доставил Бастрыкина во Внуково.
Итого восемь рейсов.
Авиационный эксперт, бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич рассказал «МБХ медиа», что цена авиаперелетов складывается из амортизации самолета, стоимости топлива, аэропортового обслуживания, зарплаты экипажа и различных сборов.
Другой авиационный эксперт объяснил нам, что амортизация такого самолета стоит примерно 1800 американских долларов в час. Самолет за новогодние праздники провел в воздухе больше 12 часов, 731 минуту. Это 21,6 тысяч долларов. Тонна топлива стоит примерно тысячу долларов, ТУ 204−300 расходует 3,25 тонн за час полета, за 12 часов полетов он сжигает примерно 40 тонн топлива, итого еще 40 тысяч. Взлет и посадка стоят 2000 долларов, таких процедур было 8, 16 тысяч долларов всего. 29 часов стоянок в аэропортах стоят 43 тысячи долларов, по 1,5 тысячи за час. Питание для вип-персон на борту могло обойтись в примерно пять тысяч долларов за все путешествие. Даже если не включать многочисленные административные платежи — навигационные и т. п. — новогодние путешествия Александра Бастрыкина обошлись государственной казне в 125 тысяч долларов, примерно 8 миллионов рублей.
Это не первый и не второй раз, когда Бастрыкин проводит новогодние каникулы на финском курорте, на который его доставляют самолетом за бюджетные деньги. Известно еще как минимум о двух таких случаях — на новогодних праздниках в 2018 и 2019 году. О них в твиттере писал авиа-энтузиаст Alex Ivanov. Примечательно, что в тех случаях номера борта и рейса были теми же, что и в последний раз — RA-64 059 и RSD-091.
Еще одна заслуживающая упоминания деталь: в начале 2019 года отдых главы СК был прерван взрывом жилого дома в Магнитогорске, произошедшим 31 декабря. При взрыве погибли 39 человек. 1 января Бастрыкин вылетел с финского курорта в Магнитогорск, где заслушал доклады следственной группы, в которую входили более 100 следователей и криминалистов. Уже 2 января он вернулся обратно в Финляндию. Расследование уголовного дела о взрыве дома в Магнитогорске, продолжается, тем временем, уже больше года.
С финским коллегой глава Следственного комитета тоже встречается регулярно, предыдущая такая встреча состоялась 28 декабря 2018 года, и тоже в Хельсинки. На сайте СК по этому случаю публиковалось сообщение, почти идентичное новости от 30 декабря 2019 года, — тогда Бастрыкин и Колехмайнен также «затронули целый ряд важных вопросов двустороннего сотрудничества», «наметили план предстоящей совместной работы» и обсудили «проект Соглашения о правоохранительном сотрудничестве», после чего Бастрыкин пригласил финского коллегу выступить в академиях Следственного комитета. И в тот раз Колехмайнен «с благодарностью принял приглашение» и заявил о важности «воспитания будущих поколений профессионалов» в правоохранительной сфере.
Специальный летный отряд «Россия» — предприятие, обеспечивающее перевозку первых лиц государства, подчиненное управделами президента. Согласно документам с сайта госзакупок, в его авиапарк входят 60 самолетов. На страховку для судов в 2020 году власти потратили 459 млн рублей.
Всего же за три последних года, по данным «СПАРК-Интерфакс», СЛО потратил на закупки 36 млрд 139 млн рублей. В частности, в 2017 году летный отряд закупал биде по 722 тысячи рублей, держатели туалетной бумаги по 59 тысяч рублей и кофеварки по 1,3 млн рублей. В 2019 году СЛО потратил 50 млн рублей на проведение интернета в салоны самолетов.