Холдинг "Акрон" готов продать Внешэкономбанку (ВЭБ) 49% в проекте разработки Талицкого участка Верхнекамского калийного месторождения не менее чем за $720 млн. Так "Акрон" надеется привлечь финансирование для проекта, поскольку у самой компании денег на него нет. Однако вряд ли предложение заинтересует ВЭБ. Окупаемость проекта спорна, и финансировать его уже отказались ВТБ и Сбербанк.
Вчера глава совета директоров "Акрона" Александр Попов заявил, что холдинг ищет покупателя на 49% в проекте разработки Талицкого участка Верхнекамского калийного месторождения (лицензией на разработку участка владеет подконтрольное холдингу ООО "Верхнекамская калийная компания"). По словам господина Попова, "Акрон" оценивает долю в месторождении минимум в $720 млн, а покупателем мог бы стать государственный ВЭБ. Переговоры ведутся и с другими банками, а также участниками рынка, "в том числе иностранными", названия которых Александр Попов не уточнил. Смысл привлечения партнера он объяснил желанием "разделить риски". В ВЭБе "Ъ" подтвердили факт переговоров с "Акроном", но от дальнейших комментариев отказались.
Это не первое заявление руководства "Акрона" о том, что холдингу необходим партнер для разработки Талицкого участка. Лицензию на него "Акрон" купил еще в марте 2008 года за $560 млн при стартовой цене немногим более $20 млн. Размер капвложений в проект оценивался на уровне $1,5 млрд. Изначально "Акрон" заявлял, что намерен разрабатывать Талицкий участок самостоятельно, но аналитики отмечали, что компании, обремененной высоким долгом (чистый долг за 2010 год — $930 млн), это не под силу. Затем "Акрон" начал переговоры с потенциальными инвесторами, в числе которых назывались "Уралкалий" и тот же ВЭБ, но безрезультатно. В результате старт добычи на Талицком участке, изначально запланированный на 2016 год, уже был отложен на 2018 год — компания вносила изменения в лицензионное соглашение.
Талицкий участок Верхнекамского калийного месторождения — потенциальная новая ресурсная база "Акрона". Намереваясь обеспечить себя хлористым калием, холдинг собирался построить на участке ГОК мощностью до 2 млн тонн калия в год. Площадь участка — 69,56 кв. км. Запасы — 681,5 млн тонн сильвинита (руда).
Как утверждает один из близких к ВЭБу источников "Ъ", госкорпорации проект "предварительно интересен и она его довольно серьезно изучает". Но вероятность сделки с "Акроном" собеседник "Ъ" оценить не взялся. Один из участников рынка утверждает, что "переговоры "Акрона" как с ВЭБом, так и со всеми остальными по теме Талицкого участка далеко не продвинулись". "Акрон" надеялся получить госфинансирование также в ВТБ и Сбербанке, которым предлагал долю в проекте, но они "категорически отказались", говорит один из участников банковского рынка. Сам Александр Попов вчера сказал "Ъ", что только одни переговоры точно безуспешны — с "Уралкалием", возможностей для контактов с которым "с каждым днем все меньше". В "Уралкалии" от комментариев отказались. Источник "Ъ", близкий к компании, говорит, что компании проект неинтересен.
Марина Алексеенкова из Газпромбанка считает, что "Акрону" будет непросто найти партнера на Талицкий участок. Понятно, что холдинг заинтересован в чисто финансовом инвесторе, поясняет эксперт, однако, например, тому же ВЭБу проект может быть интересен лишь в том случае, "если банк будет четко представлять себе, когда и на каких условиях он может выйти, продав свою долю". Теоретически проект может быть интересен химическим компаниям, поскольку запасы участка перекрывают потребности "Акрона" в сырье, а сам рынок калия "крайне привлекателен", добавляет Елена Сахнова из "ВТБ Капитала". Однако "Акрон" изначально заплатил крайне высокую цену за лицензию, и, чтобы окупить проект, нужно, чтобы средняя цена на калий превысила $1 тыс. за тонну, считает аналитик. Учитывая, что сейчас цена вдвое ниже (на уровне $490), отмечает Елена Сахнова, "поверить в такой сценарий крайне трудно".