Хоть с 2018 года он не жил в стране и даже успел получить гражданство Португалии, но с Британией миллиардера связывали «империя недвижимости» и футбольный клуб «Челси», который уже выставлен на продажу. Теперь турецкие СМИ утверждают, что Абрамович собирается купить местный клуб «Гезтепе» или «Бодрумспор».
Первая информация о том, что Абрамович раздумывает о покупке турецкого футбольного клуба, появилась еще 23 марта. По данным CNN Türk владелец «Гезтепе» и местный предприниматель Мехмет Сепиль собирается уже в ближайшее время встретиться с представителем Абрамовича. Сам Сепиль приобрел клуб в 2014 году за $7,5 млн, но уже покинул пост его президента из-за неудачного выступления команды на чемпионате страны. Корреспонденты издания Fanatik утверждали, что цель российского миллиардера — футбольный клуб «Бодрумспор».
Накануне Fanatik заявило, что договоренности по покупке «Гезтепе» достигнуты, однако вице-президент клуба Талат Папатья опроверг информацию. «Мы прочли в СМИ, что Абрамович купил клуб. Это не правда. Мы сделаем соответствующее заявление, когда следует», — отметил он в разговоре с изданием. Возможная стоимость клуба оценивается турецкими СМИ примерно в 81 млн турецких лир (около $5,5 млн).
Ему долгое время удавалось избегать санкционных списков, хотя британская общественность еще с 2018 года, когда Абрамовичу приостановили выдачу визы страны, призывала власти более активно бороться с «грязными деньгами», след которых тянется в том числе из России. Даже после политического обострения в феврале Британия не сразу ввела санкции против Абрамовича — в первую волну попали бизнесмены Геннадий Тимченко, а также Борис и Игорь Ротенберги.
В 2018 году Абрамович столкнулся с трудностями продления британской визы. После он переехал в Тель-Авив и по некоторым данным получил израильский паспорт в соответствии с законом о возвращении, сохранив российское гражданство.
В декабре прошлого года он смог получить гражданство Португалии путем натурализации как потомок общины сефардских евреев (выходцев из Испании и Португалии, изгнанных с Пиренейского полуострова) и евреев-конверсо (насильно обращенные в христианство). В январе 2022-го власти страны начали расследование из-за сведений о возможном нарушении выдачи документа.
Украинский конфликт и последующие санкции сделали крупных российских предпринимателей персонами нон грата. Только за первый день обострения политической ситуации российские миллиардеры потеряли $40 млрд. Некоторые из них начали жаловаться на тяжелое финансовое положение. Например, основатель «Альфа-Групп» Михаил Фридман рассказывал, что не знает, как оплачивать мелкие расходы из-за блокировок банковских карт. «Может, мне самому убираться. Это было нормально, когда я студентом жил в общежитии с четырьмя соседями, но 35 лет спустя это неожиданно», — признавался он.
После Фридмана на жизнь пожаловался экс-директор Альфа-Банка Петр Авен, чья жизнь изменилась за оду ночь. «Наш бизнес полностью разрушен. Все, что мы строили в течение 30 лет, полностью разрушено. И мы вынуждены как-то начать новую жизнь», — отчаивался он. Авена тоже затронули бытовые проблемы — он признался, что не понимает, позволят ли власти Британии нанять ему уборщицу или водителя.
По данным американского издания PageSix, Абрамович хотел одолжить у влиятельных друзей $1 млн, поскольку его активы оказались заморожены. Журналисты утверждают, что бизнесмен еженедельно тратит $750 тыс. только на зарплаты персоналу. Однако друзья, среди которых режиссер Брат Ратнер и семья Ротшильдов, опасаются давать в ему в долг из-за возможных последствий в связи с наложенными на Абрамовича санкциями, объясняло издание. Представитель Абрамовича отрицает эту информацию.
Экономические выгоды Турции
С начала трагических событий на Украине Абрамович уже выставил на продажу «Челси», передал контроль минимум над двумя инвесткомпаниями партнеру, перегнал две яхты из Карибского моря в Турцию. И возможно начал переговоры о покупке футбольного клуба.
Более того, в Стамбуле 29 февраля прошли переговоры между Россией и Украиной, в которых принял участие и Роман Абрамович. По словам президента Турции Реджепа Эрдогана, присутствие Абрамовича на переговорах говорит о доверии к нему Путина. К слову, этот раунд переговоров закончился прогрессом.
Имя Абрамовича с начала политического обострения стало появляться СМИ чаще из-за его участия в переговорах с украинской стороной. При этом он еще с нулевых пытался дистанцироваться от Кремля и политики.
В марте источники Financial Times сообщали, что миллиардер сосредоточился на гуманитарных вопросах и проводил встречи с возможными зарубежными посредниками. В начале месяца он встретился с бывшим канцлером ФРГ Герхардом Шредером и главой российской делегации Владимиром Мединским. Его частный самолет приземлялся в аэропорты Израиля и Турции.
Эксперты тогда предполагали, что Абрамович мог преувеличить свой вклад в переговорный процесс, якобы это помогло бы ему избежать попадания под западные санкции, не потерять «Челси» и другие активы в Британии. При этом США ограничения против Абрамовича так и не ввели, об этом Джо Байдена просили президент Украины Владимир Зеленский и израильский музей холокоста «Яд Ва-Шем». По данным Times of Israel, Абрамович — второй по величине частный спонсор музея.
Даже в 2014 году, когда Крым присоединился к России, США и Евросоюз ввели санкции против множества близких к президенту Владимиру Путину людей, однако Абрамовича в списках не было. Один из британских чиновников в разговоре с Financial Times отмечал, что «у кого-то на столе всегда лежало досье на него (Абрамовича — Прим. "Ко".)». «Но, как мне объяснили стратегию, дело заключалось в том, что, если "сжать" этих людей слишком рано, они никак не смогут повлиять на действия парня сверху», — сказал он.
Базой для бизнеса и жизни Абрамовича станет Израиль, уверен президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Гражданство Португалии, по его словам, «не дает ничего, кроме ряда проблем», а паспорт Израиля — «самый перспективный с точки зрения доступа к разным странам». Более того, у миллиардера уже есть там недвижимость, напомнил эксперт. В 2020-м Абрамович купил самый дорогой дом в Израиле — вилла в городе Герцлия обошлась ему в $64,5 млн (4,1 млрд рублей).
В Турции миллиардер «ищет экономический интерес», считает Абзалов. Хоть страна и не член ЕС, но часть европейского пространства, и может стать хабом для импорта, который не доходит до России. Слабость лиры вызвала распродажу активов и снижение к ним интереса со стороны инвесторов, однако в перспективы ситуация может укрепиться. «С этой точки зрения Абрамович покупает [футбольный клуб] на низком рынке», — рассуждает эксперт.
Израильская сборная не участвует в европейский кубках, где «большие деньги и большие лиги». Турция же играет в Европе, имея множество болельщиков, спортивную инфраструктуру и «хороший доступ к инвестициям». «Это относительно бюджетная замена “Челси”», — считает эксперт. Более того, возможную покупку не смогут затронуть западные санкции.
Абрамович выбрал стратегию диверсификации рисков, считает бизнес-консультант и политтехнолог Алена Август.
«Абрамович потому и Абрамович, что яйца раскладывает по разным корзинам. Сейчас он максимально выжимает плюсы из ситуации, где оказался. Расстался с одним клубом — взял другой. Турки — фанаты не меньше англичан. Он вложится там, где сможет, переупакуется, а после пойдет возвращать упущенное и захватывать новое. У него есть чутье на места, где деньги зарыты», — сказала Август в беседе с «Компанией».
По словам эксперта, Абрамович пойдет на развивающиеся рынки, поскольку те заинтересованы в российских активах. «К примеру, Индия при наличии Болливуда сейчас открывает для себя российское кино. Мир настолько станет изменчив, и Абрамович везде будет одним из первых и много чего еще освоит», — заключила Август.
Дальнейшая история Абрамовича будет зависеть от того, как разрешится конфликт: мирным договором или ужесточением геополитической ситуации, говорит Абзалов. В первом случае Абрамович «пересидит, как делал до этого». Сейчас же Абрамович совершает «попытку переждать».
При негативном сценарии он начнет интересоваться активами в развивающихся странах, которые не будут попадать под зону санкционного влияния. «Его интересы могут быть смещены. Какой смысл вкладываться в западные активы, если завтра можете "сыграть" во Фридмана? Это явно не тот формат, который привычен акционеру "Евраза"», — уверен Абзалов.