Кажется, громкий спор между экс-владельцем компании «Павловскгранит» Сергеем Поймановым и главой Сбербанка Германом Грефом подходит к концу. И выигрывает явно руководитель крупнейшего банка страны. Сергей Пойманов в начале года подал в американский суд на Сбербанк и Германа Грефа, обвинив банкира в рейдерстве, и попытался взыскать 750 миллионов долларов. Однако до конца пути к американской Фемиде предприниматель пока не дошел, зато им занялись родные следственные органы. На днях Сергея Пойманова задержали, обвинили в злоупотреблении полномочиями и арестовали.
Долг платежом красен
Новость о том, что Германа Грефа обвиняют в рейдерстве, в январе сего года стала информационной бомбой. Самого руководителя Сбербанка! И не просто голословно обвиняют (на такие заявления способен любой крупный горе-должник госбанка). Бизнесмен и бывший владелец производителя щебня «Павловскгранит» (ныне банкрот) Сергей Пойманов подал в американский суд. Герман Греф
лично – один из ответчиков. Остальные тоже заслуживают пристального внимания, ибо среди них сын госбанкира Олег Греф и известный бизнесмен, основатель Группы ПИК и владелец Национальной нерудной компании (ННК) Юрий Жуков.
Вскоре Герман Оскарович прокомментировал иск, назвав его «типичным мошенническим актом». Сказал, что Сбербанк никогда не был замечен в рейдерстве, а если бы захотел, то после кризиса 2008-2009 годов «у нас была бы вся страна». Заодно сообщил, что истец, то есть бизнесмен Сергей Пойманов, вывел из своей компании много денег, и против него заканчивается уголовное дело.
И действительно, уголовное дело по статье о злоупотреблении полномочиями с тяжкими последствиями через несколько месяцев дошло до знакового этапа: 23 мая Сергея Пойманова арестовали. По части 2 ст. 201 УК ему грозит до 10 лет лишения свободы. По версии следствия, бизнесмен умышленно вывел из «Павловскгранита» активы почти на миллиард рублей, чтобы спрятать их от своих крупнейших кредиторов, то есть от Сбербанка и «Сбербанк Капитал». Но у обвиняемого есть альтернативная версия событий, которая и привела его в американский суд.
В обмен на сделку
Для начала поясним, почему бизнесмен Сергей Пойманов обратился в суд США. Дело в том, что истцу принадлежит американская компания «ПиПиЭф Менежмент». Что интересно, заявление в суд поступило на следующий день после того, как предприниматель зарегистрировал эту фирму. Что, кстати, нынешнее руководство «Павловсгранита» рассматривает как намерение фигуранта причинить вред Сбербанку, а значит, и всей Российской Федерации. Это интересная деталь, мы еще на ней остановимся отдельно.
Сама же история началась в 2008-м, когда Сергей Пойманов получил в Сбербанке кредит в 5 миллиардов рублей. Деньги он брал на то, чтобы выкупить у своего партнера долю в компании в 48%. Через год «Павловскгранит» перестал обслуживать свой долг. Тогда Сбербанк предложил рефинансировать кредит, но в обмен на продажу контроля в компании дочке банка «Сбербанк Капитал». Сергей Пойманов отказался, и его можно понять: дело в том, что Сбербанк предложил за 51% всего миллион рублей. Хотя, когда банк выдавал кредит, он оценил все предприятие почти в 13 с половиной миллиардов рублей. Иными словами, банк предлагал купить контрольный пакет примерно в 7 тысяч раз дешевле, хотя и с возможностью последующего выкупа, но уже за 350 миллионов. При этом предприниматель, хоть и оставшись без собственности, продолжал бы выплачивать кредит. Как говорится, «вери гуд бизнес». После отказа Поймановая, Сбербанк потребовал досрочно вернуть заем. А вскоре передал долг «Сбербанк Капиталу», который продал заложенные акции предприятия с молотка.
Теперь немного о ролях других ответчиков. Оценкой «Павловскгранита» занималась компания «НЭО Центр», где в те времена вице-президентом работал сын Германа Грефа
Олег. Сергей Пойманов также утверждает, что ему предлагали объединить активы с Национальной нерудной компанией Юрия Жукова. А в обмен на эту сделку ему, якобы, обещали урегулировать все проблемы с задолженностью. Бизнесмен отказался и от этого варианта. А когда акции его компании ушли с аукциона, то, по его данным, купили их компании, аффилированные с Юрием Жуковым.
Посыпать голову щебнем
И добавим еще несколько ярких красок к эпопее, которая длится уже почти 10 лет. Вот, например, следствие выставляет Сергея Пойманова человеком, решившим спрятать активы от кредиторов, которые имеют на них законное право. Такие действия в мире бизнеса нередки: занять деньги, скрыть активы, объявить себя банкротом и уехать в далекие страны наслаждаться богатством, пока против тебя безуспешно ведутся уголовные дела. Возможно, предприниматель действительно так и хотел поступить. Но можно встать и на его сторону – не спрятать активы, а защитить свою собственность, от которой уже и так почти ничего не оставалось. Или деталь, связанная с подачей иска в США.
Вполне может быть, что бизнесмен хотел побольнее ударить по родине, выбрав местом тяжбы страну, которая не очень дружит с Россией. Заметим, что «ПиПиЭф Менежмент», которая подала иск, зарегистрирована в штате Делавэр. Если кто не в курсе – это такой американский оффшор, где прячутся многие компании со всей планеты. А делают они это в первую очередь не для того, чтобы скрыться от налогов, нет. Просто Америка своих резидентов не выдает. Сами, если что, осудят, посадят, но не выдадут. Удивительно только, что сам Сергей Пойманов почему-то не скрылся в Штатах.
Компания его оппонентов тоже заставляет задуматься. Вроде бы ничего такого страшного нет в том, что «НЭО Центр», где трудился сын Грефа, занимался оценкой. Но совсем по-другому выглядит тот факт, что когда папу обвинили в рейдерстве, сын тут же уволился из этой компании. Или возьмем фигуру Юрия Жукова. Участвовал ли он в этих событиях так, как описал Сергей Пойманов – неизвестно. Зато, если открыть газету «Коммерсант» шестилетней давности, то можно прочитать, что у Жукова и руководства Сбербанка «установились доверительные отношения». Так кто же герои этой драмы? Ловкий мошенник или обманутый честный бизнесмен? Солидные благонадежные банкиры или рейдеры с большой дороги? Остановимся на утверждении, с которым трудно спорить - наш мир прекрасен своими разнообразием, противоречивостью и контрастами.