Члены Совета Федерации намерены решить проблему оттока капитала через масштабную амнистию выведенных ранее из страны средств. Сенаторы Константин Добрынин и Юрий Бирюков разработали законопроект по амнистии для капитала, выведенного за рубеж. Они предлагают воспользоваться итальянским опытом: освободить капитал от уплаты налогов, введя только декларационный платеж в 2,5% от общей суммы возвращенных средств. В случае принятии законопроекта он вступит в силу с 1 января 2015 года.
В 2001–2002 годах в Италии была проведена одна из самых успешных в мировой практике экономических амнистий. Согласно разработанному властями Италии Декрету о легализации, заявитель обязан был заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости сокрытого имущества. Взамен налоговые органы выдавали специальные «сертификаты конфиденциального взноса», содержащие гарантии освобождения лица от подачи декларации, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до амнистии. Также гарантировалась полная конфиденциальность для налоговых и других государственных органов. Помимо этого власти Италии решили ужесточить и меры ответственности за нарушение налогового законодательства, введя штраф за сокрытие капитала или имущества — от 5% до 25% от суммы сокрытых средств плюс конфискация имущества на такую же сумму. По итогам, за первые два месяца возвратился капитал в размере €61 млрд, налоговые сборы составили €24 млрд.
Законопроект сенаторов «О порядке возврата в РФ активов» предполагает упрощенный порядок декларирования с целью обратного получения размещенных на банковских счетах за пределами Российской Федерации денежных средств. Как прописано в проекте амнистии, плательщики вправе перечислять денежные средства из иностранных банков на свои счета в банках России, а также декларировать имущество без предоставления документов об источниках получения денежных средств и имущества. При этом они полностью избавляются от необходимости оплаты налогов, кроме декларационного платежа, который будет составлять 2,5% от общей стоимости активов.
При условии подачи декларации и уплаты декларационного платежа плательщик освобождается от обязанности по уплате налога, пени и штрафа в связи с операциями по приобретению, возврату и легализации в рамках настоящего закона данного имущества и денежных средств, не может быть привлечен к административной и (или) уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации и законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также у него не могут запрашиваться никакие документы и сведения касательно источников и обстоятельств приобретения задекларированных денежных средств и имущества.
— Успешность реализации возврата капитала зависит от того, поверят ли «амнистируемые», что задача государства не заработать на возврате их средств, а более глобальная — напитать экономику финансами и пополнить бюджет в долгосрочной, а не краткосрочной перспективе, — пояснил «Известиям» соавтор законопроекта Константин Добрынин.
По словам сенатора, в правительстве обсуждают эту идею достаточно давно и в целом относятся к ней благосклонно, а подготовленный законопроект ускорит процесс.
Вице-президент «Опоры России» Азат Газизов считает, что в данном случае обязательна оценка поступлений в бюджет от амнистии.
— Законопроект надо анализировать с точки зрения эффективности. Если послужит возврату капитала, то любое действие может приветствоваться. Аналогом может служить пример, когда ввели подоходный налог в 13%. Это поспособствовало резкому росту поступлений в бюджет, — говорит Газизов.
Председатель комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова расценивает предлагаемую меру положительно, но полагает, что она сложноосуществима из-за проходящей политики деофшоризации.
— А здесь как мера — поощрять людей, которые вывели капиталы и теперь хотят их вернуть на Родину. В этом смысле у нас вся политика направлена на закручивание гаек и дальше будет направлена на закручивание. Я считаю, что инициатива хорошая и неплохо бы, чтобы она была принята, но боюсь, что сложно реализуется, — отметила она.
Как ранее в своих исследованиях отмечали британские эксперты, с начала 1990-х годов из России за рубеж было выведено порядка $800 млрд. Попытки вернуть часть этой суммы принимались Россией в 1993 году, но кампания по возвращения незаконно выведенных средств провалилась, в основном из-за отсутствия налоговых льгот. Позже попытка проведения налоговой амнистии была принята в 1995, 1997 и 2002 годах, в 2007 году она была проведена впервые (по налоговой ставке в 13%).
Сейчас у России шансы на успех будущей репатриации капитала намного выше, чем 12 лет назад, считает главный экономист Фонда экономических исследований «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. По его мнению, в этот раз капитал должен вернуться в российскую казну за счет совпадения двух условий: введения существенных льгот для бизнеса внутри страны и усиления рисков для его ведения за пределами России. Так, даже поднятие 2,5-процентного налога до 10%, по мнению Миронова, не спугнет потенциальных «репатриантов». По его данным, только за I квартал этого года из России ушло около $60 млрд, столько же, сколько за весь 2013 год. Введение амнистии может остановить отток капитала и, наоборот, станет его привлекать.
Предложенные Советом Федерации условия не вернут в Россию большую часть выведенного капитала. Несмотря на то что преследования за незадекларированное ранее имущество вестись не будет, репатриация активов может вскрыть другие правонарушения, совершенные предпринимателями в начале 1990-х, считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. Для возвращения капитала в Россию есть и другие пути.
— К примеру, отмена налога при инвестиции в российскую экономику и его повышение при выводе капитала за границу создаст ситуацию, при которой выводить капитал из России станет уже невыгодно. Таким образом, одновременное применение ограничительных и льготных мер стабилизирует российскую экономику и перекроет отток капитала, — уверен он.
Между тем российская экономика в ее нынешнем ослабленном состоянии и нестабильные условия для ведения бизнеса не смогут привлечь в Россию ожидаемых вливаний, предполагает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В налоговую амнистию, проведенную в 2007 году, россияне легализовали лишь $3,5 млрд, тогда как российские власти ожидали порядка $8 млрд.