В Главном управлении по борьбе с экономической преступностью и противодействию коррупции (ГУБЭПиПК) МВД разгорается коррупционный скандал. 14 февраля сотрудники ФСБ задержали восемь сотрудников Управления «Б» этого подразделения МВД, в том числе двух заместителей начальника. Полицейских подозревают в превышении должностных полномочий и провокации одного из чиновников на получении крупной взятки. Сами оперативники считают себя невиновными. Кроме того, как сообщили источники «Известий» в правоохранительных органах, Басманный суд Москвы отказал следствию в их аресте. В МВД говорят, что именно сотрудникам управления, которым вменяют в вину получение взятки, раскрывали все громкие аферы по хищению средств из бюджета в последние годы, поэтому они могли стать жертвой провокации со стороны высокопоставленных чиновников.
По данным «Известий» в пятницу вечером, 14 февраля, оперативники Управления «М» ФСБ, которые борются с преступностью среди сотрудников правоохранительных органов, уведомили Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД о том, что они будут проводить спецоперацию в ГУБЭПиПК в рамках уголовного дела, возбужденного Следственным комитетом по статьям 286 УК («Превышение должностных полномочий») и 304 УК («Провокация взятки»). В этот же вечер оперативники ФСБ и ГУСБ МВД задержали в рабочих кабинетах или по домашним адресам восемь высокопоставленных оперативников Управления «Б».
— В материалах фигурируют две фамилии — это Иван Косоуров и Алексей Боднар, а также старший оперативник ОВД 28-го отдела того же управления Борисоглебский, — рассказал «Известиям» источник в спецслужбах.
Всех задержанных доставили в Басманный райсуд Москвы, где следователь СКР просил выдать санкцию на их арест, объяснив это тем, что они обвиняются в служебных преступлениях, а оставаясь на свободе, могут оказать давление на свидетелей, уничтожить улики или скрыться. Прокурор, в свою очередь, не нашел достаточных оснований в материалах дела, указывающих на причастность оперативников к преступлению, поэтому отказался поддержать ходатайство об аресте. Суд встал на сторону прокурора и освободил оперативников.
— Уже в субботу все они вышли на работу, — заявили источники в МВД.
Тем не менее, руководство министерства уже назначило служебную проверку в Управлении «Б».
Подробности дела, в рамках которого в ГУБЭПиПК прошла спецоперация ФСБ, пока неизвестна. По данным «Известий», оперативники погорели на том, что пытались спровоцировать одного из чиновников, которого они подозревали в причастности к хищению бюджетных средств, к получению взятки. Оперативники направили к нему посредника с деньгами, роль которого выполнял некий бизнесмен, однако потенциальный коррупционер заподозрил неладное и сдал полицейских в ФСБ. Именно поэтому было возбуждено уголовное дело о провокации взятки и превышении должностных полномочий.
Официальные представители МВД отказались прокомментировать «Известиям» скандал в ГУБЭПиПК.
Коллеги оперативников утверждают, что все они стали жертвой провокации со стороны своих бывших «клиентов».
— Ребята действовали по закону, что и подтвердил суд. Это очень профессиональные сотрудники. Именно они работали по всем крупным аферам с хищением бюджетных средств за последнее время — начиная от историй с покупкой томографов по завышенным и ценам и заканчивая задержанием бывшего мэра Ярославля Евгения Урлашова, — пояснил «Известиям» один из оперативников ГУБЭПиПК. — Ребята вполне могли стать жертвой провокации со стороны своих бывших подопечных.
По словам оперативника, его коллег подозревают в провокации взяткой, что является одним из самых сложных правовых нюансов в работе борцов с коррупцией. Как и в большинство других стран, закон в России позволяет полицейским провоцировать чиновников на получение взятки. Это называется оперативный эксперимент. Однако в исполнении это считается очень тонким моментом, балансирующий на грани морали и закона.
— Обычная история, когда к нам приходит потерпевший и рассказывает, что несколько дней, месяцев или даже лет назад у него вымогали взятку и он был вынужден ее дать. Или у нас есть оперативная информация о том, что некий чиновник точно берет взятки. Чтобы это подтвердить, проводится оперативный эксперимент, когда к человека отправляют особого посетителя, у которого тот требует взятку и затем попадается, — рассказал оперативник.
Статья 304 УК квалифицирует провокацию на взятку «для искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа» как уголовное преступление. За это можно получить крупный штраф или даже до пяти лет колонии. Еще несколько лет назад МВД предлагало внести в статью поправки,чтобы четко разграничить понятия «оперативный эксперимент» и «провокация взятки». Первое будет подразумевать только адресную работу с конкретным чиновником, в том числе и его проверку на антикоррупционную устойчивость, а второе — незаконную провокацию.
Сотрудники Управления «Б» также могли стать жертвой кадровых интриг, за которыми могут стоять как их нынешние коллеги или их представители из других ведомств, так и бывшие руководители. В частности, источники «Известий» в правоохранительных органах рассказали, что следы могут вести к бывшему первому замглавы тогда еще департамента экономической безопасности МВД генералу Андрею Хореву.
Его имя неоднократно мелькало в СМИ в связи с различными скандалами, в том числе и связанными с возмещением НДС. Среди тех направлений, которые курировал Хорев, была именно кредитно-финансовая сфера. В департаменте и его структурном подразделении ОРБ-7 была сконцентрирована вся оперативная работа по целому ряду громких уголовных дел. Среди них дело о преднамеренном банкротстве Содбизнесбанка, отмывания денег через финансовые структуры Дагестана. Самому Хореву приписывали тесное знакомство с бывшим офицером ДЭБа Максимом Каганским, которого называли едва ли не главным решальщиком всей милиции, который якобы мог развалить почти любое уголовное дело.
— После реформы МВД в ведомстве проводится такая политика: если кто-то из сотрудников погорел на коррупции, могут последовать кадровые выводы по всему отделу или даже управлению, — рассказал «Известиям» источник в МВД. — Не исключено, что кто-то решил таким образом зачистить Управление «Б», чтобы поставить туда своих людей.
Напомним, что самой масштабной аферой последнего времени, которой занималось Управление «Б» МВД, стала серия «дел томографов». В 2010 году выяснилось, что в течение трех лет Минздравсоцразвития направляло в регионы бюджетные деньги на закупку томографов для местных больниц, исходя из примерной их стоимости. Однако, как выяснили оперативники, томографы закупались по завышенной стоимости. По словам генпрокурора Юрия Чайки, бюджет потерял на этих закупках порядка 3 млрд рублей.
Были возбуждены десятки уголовных дел в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Омской, Ульяновской и Тульской областях, а также в Чувашии и Ненецком АО. По данным ГУЭБиПК на 2012 год, возбуждено 136 уголовных дел по махинациям с медоборудованием.