Сказка про кредит на коляску

Источник
Что скрывается за нелепым инвалидным перфомансом банкира Германа Грефа.
Глава Сбербанка Герман Греф вновь удивил и даже шокировал общественность. На этот раз не словами, а действием. Банкир надел костюм, дающий ощущения человека с ограниченными возможностями, и попытался взять кредит в родном Сбербанке. Акцию сопровождали журналисты. Соцсети подняли Грефа на смех, инвалиды отнеслись настороженно, а журналисты заметили, что параллельно с этим маскарадом Сбербанк профинансировал на огромную сумму иностранную компанию.

Пришел, не увидел и не взял

На днях в одном из офисов Сбербанка в Москве появился странный человек. Черные брюки с наколенниками, на теле поверх рубашки нечто, напоминающее бронежилет, на глазах огромные не то очки, не то аксессуар из фантастических фильмов. И вообще, мужчина походил на нечто среднее между инкассатором и персонажем «Звездных войн». Человека сопровождали два десятка журналистов, происходящее фиксировали камеры. Оказалось, что этот странный посетитель – глава Сбербанка. Герман Греф надел на себя специальный костюм, который позволяет обычному человеку почувствовать себя инвалидом: сквозь очки почти ничего не видно, жилет, обувь, наколенники и нарукавники затрудняют движения.

Герман Оскарович взял талончик в электронной очереди, потом подошел к операционисту и попросил кредит. Легенда такова, что деньги ему нужны на инвалидную коляску. Кресло стоит 100 тысяч рублей, а доходы клиента 30 тысяч рублей в месяц. Впрочем, банкир не стал дожидаться решения по кредиту, разоблачился и рассказал, что хотел проверить доступность продуктов Сбербанка для инвалидов. Засим перфоманс завершился. А дальше пошла реакция, которая вряд ли обрадовала госбанкира. Кратко описать ее можно так: недоумение, раздражение и смех.

И смех, и Греф

Именно эти слова чаще всего использовали пользователи, реагируя на спектакль (а иначе, наверное, это действо и не назовешь) Германа Грефа. Кто-то сравнивал банкира с «великим слепым» Паниковским. Кто-то вспоминал гениального Франца Кафку, который показал человеческую действительность сквозь призму абсурда. Кто-то цитировал героя фильма Гайдая: «Где этот чертов инвалид? Не шуми, я инвалид!». А кто-то рекомендовал Грефу в следующий раз переодеться в бандита и попытаться ограбить Сбербанк, дабы проверить, что может сделать с грабителем охрана банка. Шутки после такого перфоманса неизбежны. Но в данном случае Герман Оскарович задел очень чувствительную струну. Людям с ограниченными возможностями нелегко жить в России, и акция в Сбербанке выглядела издевательством.

Пользователи вспомнили, что далеко не в каждом офисе Сбера есть пандус, так что инвалиду в коляске недоступно даже просто заехать в банк. Но главное даже не это. Пиар-служба Грефа, так же как и он сам, по-видимому, очень далека от реальной жизни и не знает, что доход человека с ограниченными возможностями в 30 тысяч – это сказка. И Греф, устроив такую акцию, сделал с душами инвалидов примерно то же самое, что дед из детской присказки сделал с коляской. И ладно бы он надел скромную одежду, очки, взял в руки тросточку и действительно тайно попробовал получить кредит. Нет, это выглядело как пиар-ход, нацеленный показать, что глава крупнейшего банка думает о клиентах и делает ставку на высокие технологии. Кстати, костюм Грефа, имитирующий инвалидность, стоит 2 тысячи долларов. Сбербанк специально купил несколько таких высокотехнологичных нарядов.

Лицом к проблеме

Здесь можно долго разглагольствовать на тему морали. Но лучше всего привести пару примеров. Их легко можно найти на сайте петиций. Иван Бакаидов, инвалид I группы, 18 лет, ДЦП. Он просит прекратить дискриминацию людей с ограниченными возможностями, которые не могут даже расписаться, и из-за этого им не заводят банковскую карту, чтобы получать на нее пенсию. «Не открыть карту Сбербанка», описывает проблему парень. Хочется спросить у Германа Грефа: почему же такой инновационный банк, через который идет львиная доля пенсий, не может пойти навстречу инвалиду?

Или другая петиция, которую направила Светлана Лапина, инвалид I группы, четвертая стадия рака. Как пишет девушка, за год до болезни она взяла ипотеку в Сбербанке. Когда поставили страшный диагноз, наступил страховой случай. Сначала страховая компания затягивала выплату. Из-за этого образовалась просрочка, банк начислил пеню. А потом потребовал вернуть долг в 800 тысяч рублей. Для этого придется продать квартиру. Это автоматически лишит человека прописки и права на лечение по месту жительства. Оставим эту историю без комментариев.

Банк для избранных

Вероятно, Герман Греф может рассказать, как много государственная кредитная организация помогает больным детям и так далее. Но вот какая штука: маскарад Германа Оскаровича привлек внимание к непосредственной деятельности Сбербанка. Красивые пиар-акции хороши для компаний, которые успешно трудятся на себя и свое государство. Для банка это означает кредитование реального сектора, основы экономического благосостояния любой страны. Сбербанк же параллельно со спектаклем своего главы выдает огромный кредит иностранной компании.

Сервис онлайн-такси Гетт, который родом из Израиля, легко получил 100 миллионов долларов (больше 6 миллиардов рублей по курсу) от Сбербанка. Эта сумма – примерно 20% от стоимости компании, замечает «Парламентская газета» и задается вопросом: почему же госбанк не направляет свои средства на поддержку российской промышленности и сельского хозяйства? Заметим, пишет об этом не какое-нибудь оппозиционное СМИ, а рупор российской законодательной власти. Нетрудно узнать мнения российских бизнесменов о Сбербанке. На форумах множество историй о том, как организация отказывала в кредитах к недоумению представителей малого и среднего предпринимательства. Но может быть они пишут неправду?

Зато нет оснований не доверять людям с ограниченными возможностями, которые отреагировали на перфоманс Грефа. Во Всероссийском обществе инвалидов вежливо напомнили, что им практически невозможно получить кредит. Можно построить пандус, создать условия, чтобы больной человек смог оформить заявку. Но денег не дадут. «А вдруг вы умрете и не сможете отдать», - обычно отвечают этим клиентам в банке. Наивные люди все эти российские бизнесмены и инвалиды. Так и не поняли, что такие организации как Сбербанк – они не для них. Они, как сказано в знаменитом слогане Виктора Пелевина «для солидных господ». Остальным – место у телевизора, смотреть репортажи, как Герман Оскарович заботится об инвалидах.
Персоны Компании
Сечин продал «Роснефть» иностранным инвесторам
Консорциум Glencore и Катарского суверенного фонда купит 19,5% акций компании за 10,5 млрд евро.
Следователи задержали экс-президента Маст-банка Юрия Пирогова
Следствие сменило приоритеты в деле об обналичивании в «Маст-банке», арестовав личного банкира генералов ФСБ и МВД.
Герман Греф и рейдер Дмитрий Костыгин уничтожают "Юлмарт"
Руководитель Сбербанка помогает кошмарить крупнейший онлайн-ритейлер страны.
Сбербанк верит в Игоря Мавлянова
Несмотря на то, что он задолжал миллиарды рублей российским банкам.
Как работает домашнее задание от Владимира Путина
Детский центр «Сириус» оказался крупным владельцем недвижимости в Сочи, его содержит крупный бизнес.
Сбербанк готов дать 420 млн рублей на проблемную стройку в новой Москве
Но компания-девелопер денег не взяла из-за внутрикорпоративного конфликта.
Как девелоперы выживают в кризис
Они меняют стратегии и сегменты, устраивают ценовые войны или просто распродают активы.
"Наша надежда растворилась в песке"
Основной владелец Crocus Group Арас Агаларов о текущих и будущих проектах группы.
Старейший банк Шотландии ищет управу на холдинг «Иволга»
Банк The Royal Bank of Scotland N.V. подал заявление в арбитражный суд Курской области о включении долга перед ним в размере 23,5 миллиарда рублей в реестр требований кредиторов находящегося в процедуре банкротства ООО «Иволга-центр».
Стоимость риска у Газпромбанка за два квартала выросла в пять раз
Неожиданное решение «Газпрома» пополнить его капитал теперь выглядит логичным.
От взлета к кризису: как бренд Pandora пережил смену собственника
Основатель «Связного» Максим Ноготков в 2010 году привел в Россию франшизу датского бренда Pandora. Сначала бизнес шел блестяще, но затем словно кто-то открыл злополучный ящик с несчастьями: владелец компании потерял свой бизнес, рост выручки сменился падением, а главная «фишка» бренда перестала привлекать покупателей.
АБС не сработала
Хакеры вывели из банка 100 млн рублей.
На пакет НМТП претендуют «Сумма», DP World и группа Delo
Группа Delo готова, впрочем, приобрести только часть выставленного на продажу пакета «Транснефти».
Новороссийский порт продадут всем миром
На контрольный пакет НМТП уже нашлись претенденты.
Николай Никифоров монетизировал Минкомсвязи России
Структуры, подконтрольные Минкомсвязи РФ, ударными темпами стали заниматься непрофильными, но денежными видами бизнеса. Теперь «Ростелеком» собирается стать интернет-магазином со своей платежной системой.
Гонки на выживание: как сложилась судьба основателя «Конверс групп»
Любитель скорости Владимир Антонов оказался на обочине банковского бизнеса. Сумеет ли он вернуться?
Гасите долги гантелями
В конкурсной массе основателя САХО Павла Скурихина не оказалось крупных активов.