Мещанский суд Москвы вынес приговор по резонансному делу о хищении около 500 млн руб., выделенных из бюджета на обустройство границы. Экс-руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграницы) Дмитрий Безделов, его бывшие подчиненные и бизнесмены, по версии следствия, завышали объемы работ и расценки на них, а разницу присваивали. Суд признал всех подсудимых виновными. Безделов получил 9 лет колонии общего режима, его подельники — от 2 до 8 лет.
В Мещанским суде завершился процесс по делу бывших руководителя Росграницы Дмитрия Безделова, его заместителя Бориса Хайтовича, руководителя ФГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (Росгранстрой) Сергея Сазонова, его заместителя Сергея Козленкова, руководителя ЗАО «РосТрансстрой» Александра Казарцева, а также коммерсантов Евгения Чайки, Зураба Катамадзе и Николая Анфиногенова. Уголовное дело было возбуждено следственным департаментом МВД в сентябре 2013 года, а основанием стали результаты оперативной проверки, проведенной сотрудниками ГУЭБиПК МВД и ФСБ.
По версии следствия, с сентября 2009-го по май 2013 года фигуранты расследования похитили и легализовали 490 млн руб., выделенных из бюджета на строительство и реконструкцию шести автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска — «Адлер» в Краснодарском крае, «Пограничный» в Приморском крае, «Кяхта» в Бурятии, «Нижнеленинское» в Еврейской автономной области, «Выборг» и «Забайкальск». Для этого завышались цены на стройматериалы и объемы выполненных работ.
Нужно отметить, что начальник управления капитального строительства и эксплуатации Росграницы Данила Вавилов, заключивший досудебное соглашение о сотрудничестве, в марте 2016 года был приговорен за мошенничество Таганским райсудом Москвы к четырем годам заключения. Еще один фигурант Олег Сенкевич, также занимавший руководящую должность в Росгранстрое, не пришел на предварительные слушания по делу, и его объявили в розыск.
Росграница была ликвидирована еще до окончания расследования — президент Владимир Путин
передал функции этого агентства Минтрансу.
По результатам расследования всем фигурантам следствие вменило в вину ч. 4 ст. 259 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Трем участникам группы к этой статье добавилась еще одна — участие в организованном преступном сообществе (ОПС) (ст. 210 УК РФ).
Организатором же преступной группы следствие считает скрывавшегося долгое время за границей бывшего руководителя агентства Дмитрия Безделова. В связи с этим его дело было выделено в отдельное производство. В апреле 2016 года экс-глава ведомства был экстрадирован из Италии. Позже дела Безделова и его сообщников суд объединил.
Именно Дмитрий Безделов, по данным следствия, желая похитить деньги, совместно с Олегом Сенкевичем и Данилой Вавиловым создали преступное сообщество. После этого Безделов привлек к преступной деятельности своего заместителя Бориса Хайтовича, а также ряд руководящих сотрудников Росгранстроя и генеральных директоров подконтрольных коммерческих организаций.
Прокуратура в ходе прений сторон просила приговорить Дмитрия Безделова к 10 годам колонии, Бориса Хайтовича — к 9 годам, остальных подсудимых — от 3 до 8 лет. Подсудимые и их адвокаты настаивали на оправдательном приговоре.
В итоге суд признал всех фигурантов дела виновными и назначил в качестве наказания Дмитрию Безделову 9 лет колонии общего режима, другим фигурантам дела — от 2 до 8 лет колонии общего режима. Отметим, что суд снял обвинение в преступном сообществе, поскольку прокуратура в ходе прений сторон от него отказалась. А обвинение в отмывании похищенного осталось только у Бориса Хайтовича — остальные подсудимые были оправданы по этой статье. При этом суд не стал удовлетворять гражданский иск потерпевшей стороны, оставив его для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Защита заявила, что будет обжаловать приговор.
Как началось дело против руководителей Росграницы
Генеральная прокуратура обвинила в марте 2015 года Федеральное агентство по обустройству государственной границы (Росграница) в расточительстве при организации командировок, отсутствии равных условий оплаты труда и даже в том, что на общегеографической карте России нет отметок границ двух субъектов РФ — Крыма и Севастополя.