Российскую границу обустраивали фирмы-однодневки

Источник
«Известия» выяснили, как при экс-руководителе Росграницы Дмитрии Безделове осваивались бюджетные деньги.
На этой неделе экс-главу Росграницы Дмитрия Безделова объявили в федеральный розыск. Его подозревают в хищении 1 млрд рублей, который был выделен из бюджета на обустройство к Олимпийским играм пограничного пункта в Адлере. 

Речь идет о реконструкции железнодорожного пункта «Адлер» на границе с Абхазией. Ремонтировать его по соглашению с Росграницей должна была фирма «РСУ № 5». Для нее на счет банка «Агросоюз» вместо аванса в 40% перевели сразу всю сумму — 1,2 млрд рублей. Отец Безделова 76-летний Александр Безделов был тогда бенефициаром банка (у него в собственности было 19,99%). 

Деньги эти, по версии следствия, были похищены, отмыты и выведены за рубеж. Источники в МВД не исключают, что Дмитрий Безделов уже скрылся за границей и в ближайшее время его могут объявить в международный розыск. 

«Известия» выяснили, что похожие схемы с небольшими нюансами применялись при Безделове при обустройстве и других пограничных пунктов — в частности, в Оренбургской области. 

Авансы фирмам-однодневкам

Понять, как руководство Росграницы выполняло Федеральную целевую программу «Государственная граница (2003–2010 годы)» (всего на нее было выделено 54,5 млрд рублей), можно из трех небольших контрактов на обустройство пограничных комплексов в Оренбургской области — объекты «Ташла», «Акбулак» и «Адамовка» для пограничной службы ФСБ России. 

Каждый из таких комплексов представляет собой небольшой городок: административное здание, несколько жилых домов для семей пограничников, утепленные гаражи для автомобилей и другой техники, а также сооружения, предназначенные для автономного жизнеобеспечения деятельности гарнизона (дизельная электростанция, котельная). Всего только в Оренбургской области должны были построить девять таких городков. 

Данные контрактов засекречены, однако, как сообщил «Известиям» источник в Росгранице, строительство одного такого комплекса обходится, согласно программе, не менее чем в 100 млн рублей. 

Несмотря на секретность выполнения этой программы (все, что связано с погранзаставами и обустройством границы, — гостайна), описание схемы можно найти в материалах налоговых проверок ее исполнителей, с которыми ознакомились «Известия». По одной из них дело в итоге дошло до суда, решение по которому вступило в законную силу.

Схема вывода денег из госбюджета, как выяснили налоговики, была незатейливой, но имела свои особенности. 

Контракт на строительство отдавался «своей компании» без объявления конкурса (данные о его проведении и заключенном контракте на сайте госзакупок отсутствуют). В данном случае подрядчиком выступила компания «Мосжилкомплекс» (принадлежит столичному правительству). Та заключила договор с субподрядчиком — оренбургским ООО «Градострой». Ее учредителями являются частные лица, и, несмотря на переданный многомиллионный контракт, уставный капитал составляет 100 тыс. рублей. 

Кроме того, компания создана специально под этот «проект»: она была зарегистрирована всего за два месяца до получения субподряда и на четыре месяца раньше, чем была получена лицензия на строительство зданий и сооружений — то есть вообще не имела права брать подряды на строительство. Как указали налоговики, компания не находится по месту регистрации, платила только минимальные налоги и имеет все признаки фирмы-однодневки. Генеральным директором фирмы стал сотрудник «Мосжилкомплекса» Андрей Величко. 

После того как контракт был официально выполнен, компания сменила учредителей и директора, переехала в Москву и фактически приостановила деятельность, перестав сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность. 

Сейчас гендиректором фирмы числится некая Оксана Мисько (является генеральным директором и главбухом в 136 различных компаниях), место нахождение которой неизвестно. Деньги своему контрагенту «Мосжилкомплекс» перечислял не просто стабильно, а авансом, хоть это и противоречило условиям контактов, согласно которым расчеты проводятся после подписания актов приемки-передачи объектов. Связаться с Андреем Величко и Оксаной Мисько не удалось.

При этом «Градострой», в свою очередь, нашел для выполнения контракта новых субподрядчиков: ООО «Стройпрестиж» и ООО «Профиль М». Фирмы «солидные»: среднесписочная численность их сотрудников составляла в это время всего лишь по одному человеку — генеральному директору. 

— Конечно, никакой строительной техники или других активов фирмы не имели, сдавали липовую отчетность, директоров ни полиция, ни мы найти так и не смогли, — говорит информированный собеседник в ФНС. — Но зато по контракту они получили 155 млн рублей для выполнения строительных работ на этих секретных пограничных объектах. 

Результаты таких проверок крайне редко становятся известными широкой публике. 

— Обычно, когда приходит налоговая, в компании-подрядчике уже взять нечего, — говорит аналитик Taxadmin.ru Максим Ратников. — Они не подают в суд, а признают доначисления, но в бюджет деньги не поступают: все деньги уже обналичены. В данном случае организаторы схемы скорее расслабились — понадеялись, что ФНС не сможет раскрутить всю схему, предъявив налоговые претензии одной из «белых» фирм в схеме. 

Судьбу дальнейших трансакций предугадать несложно: как следует из решения арбитражного суда, «денежные средства были обналичены и выведены в офшорную зону».

Как указывается в деле, «Мосжилкомплексу» не могло быть неизвестно о нарушениях закона, допущенных «Градостроем» и его подрядчиками. Как указал суд, большая часть документов, подтверждающих то, что работы были выполнены, оказалась липовой, из чего суд сделал вывод о том, что реально работы на объектах не производились. В ОАО «Мосжилкомплекс» на вопросы «Известий» не ответили.

Интересно, что, несмотря на то что суд пришел к такому выводу, кое-какие объекты реально сдавалась: первый такой комплекс в поселке Ташла был сдан в 2009 году. На торжественное перерезание ленточки приглашались высокопоставленные местные чиновники, а из Москвы приезжали генералы ФСБ России. Правда, из-за режима секретности невозможно оценить, насколько полно и качественно был выполнен контракт. И кто его вообще строил, если большая часть выделенных на строительство денег оседала в офшоре. 

В настоящее время «Мосжилкомплекс» от имени столичного правительства предлагает желающим в аренду доходные дома. 

«Ниже ватерлинии»

Дмитрий Безделов руководил ведомством с 2008 года. Первый раз открытой критике его подверг Дмитрий Рогозин осенью 2012 года, часть претензий касалась срывов сроков сдачи объектов к саммиту АТЭС во Владивостоке. Саммит прошел, а из семи пунктов сдан был лишь один, шесть оказались на уровне 20-процентной готовности. Рогозин уже тогда заявил, что в ведомстве Безделова используют непрозрачные схемы с привлечением сомнительных структур. В июле 2013 года глава ФСКН Виктор Иванов заявил, что техническое оснащение российско-казахской границы ниже ватерлинии. Но уже с конца 2012-го в Росгранице шли глобальные проверки, которые в итоге привели к отставке Безделова осенью 2013-го. 

Особое внимание при проверке деятельности ведомства было к финансированию и готовности объектов в Адлере и Сочи, говорит собеседник в МВД.

— Реконструкцию железнодорожного пункта должны были закончить еще в декабре 2010 года, по документам в октябре того же года у РСУ № 5 Росграница приняла проектные работы на сумму 351 млн рублей, но никакой реконструкции в срок не было. Не было ее и позже, само же РСУ № 5 оказалось банкротом, — рассказывают в МВД.

Гендиректор и совладелец РСУ № 5 Георгий Белоусов тоже теперь обвиняемый по тому же уголовному делу, что и Безделов. По данным базы СПАРК, в 2010 году выручка РСУ № 5 составила 845,8 млн рублей, чистая прибыль — 10,7 млн. Тендер у Росграницы фирма выиграла в 2009 году, сумма контракта — 1,2 млрд рублей. 

До сотрудничества с Росграницей компания Белоусова активно сотрудничала с РЖД — на Октябрьской железной дороге они строили первые станции из полимерных материалов, а сам Белоусов входил в рабочую группу Общественной палаты РФ по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения. В рабочей группе вспомнили своего коллегу, однако давно уже не поддерживают с ним связь. В 2012-м компания Белоусова попала в реестр недобросовестных поставщиков, а сам он — в уголовное дело. Связаться с Белоусовым не удалось. С Дмитрием Безделовым следователи безуспешно пытаются пообщаться с прошлого года.

— На повестки он не реагирует — пришлось объявить его в федеральный розыск, не найдем его в России — будем подавать в международный розыск, не исключено, что он уже находится за рубежом, — говорит источник в СД МВД. — Его отец Александр Безделов был одним из соучредителей банка, из которого ушли деньги, но сейчас его доли там нет.

Адвокат Александр Островский говорит, что у высокопоставленных чиновников что ни родственник, то обязательно успешный и талантливый бизнесмен.

— Оформление активов на жен, родителей и других родственников — традиционная схема сохранения имущества чиновников высокого ранга, — объясняет Островский. — У того же Безделова-старшего, который уже давно пенсионер, никто не проверяет, когда и где он заработал столько денег, чтобы стать соучредителем банка (в прошлом году ЦБ оценил активы «Агросоюза» в 8,4 млрд рублей. — «Известия»).

По версии следствия, организаторами схемы были сам Безделов и Георгий Белоусов из РСУ № 5, они же и присвоили себе похищенный миллиард. Однако, несмотря на огромную сумму ущерба, Белоусов по-прежнему остается на свободе. 

— Удивительный случай — получается, можно украсть миллиард и спокойно себе жить дальше, — удивляется такой лояльности информированный собеседник в МВД.

Помогали же им, по версии обвинения, высокопоставленные сотрудники «Агросоюза», один из которых — член совета директоров банка Василий Яцков. В конце прошлого года он был арестован по ч. 4 ст. 159 УК РФ и провел 100 дней в «Матросской Тишине». Но сейчас обвинения в мошенничестве с него сняли, переквалифицировав их на легализацию преступных доходов (ст. 174 УК РФ). Защита Яцкова настаивает на его полной непричастности к этому делу, с фигурантами которого он даже не был знаком, в совет банка не входил, а лишь держал там счет, как и тысячи других клиентов.

— Из этого дела многие эпизоды против Яцкова уже убрали, но мы будем добиваться полного прекращения дела и настаивать на реабилитации, — говорит адвокат Яцкова Руслан Голенков.

Адвокат Артур Рамазанов считает, что столь масштабные хищения при обустройстве госграницы возможны только при очень слабом контроле со стороны военной прокуратуры, военной контрразведки и военно-следственных органов.

— Все, что касается обустройства границы, сопровождается либо секретными, либо дээспэшными (для служебного пользования) документами. Информация закрытая, и вообще, как правило, в этой системе случайных людей нет — в основном это военнослужащие или сотрудники спецслужб. Объекты находятся на закрытых территориях, чтобы туда попасть, нужны спецразрешения. При такой системе контроля этих структур хищения возможны в основном из-за коррупции, связывающей эти структуры с контролирующими органами, — говорит Рамазанов.
Персоны Компании
На президента РКК «Энергия» возбуждено уголовное дело
Виталий Лопота обвиняется в нанесении ущерба компании на 41 млн рублей в процессе кредитования проекта «Морской старт».
Похищен 1 млрд рублей, выделенный на "ворота" в Сочи
Следственный департамент МВД РФ объявил в розыск Александра Безделова – бывшего совладельца банка "Агросоюз" и отца экс-главы Федерального агентства по обустройству границы РФ (Росграница) Дмитрия Безделова.
Тупиковые ветки: зачем РЖД продает долю в «Аэроэкспрессе»
Госмонополия одобрила продажу 25% «Аэроэкспресса», на развитие которого было потрачено 46 млрд рублей. Зачем продавать актив, стоимость которого выросла на порядок?
Вагончик тронется — «откат» останется
Во время спецоперации на Павелецком вокзале сошлись интересы разных подразделений ФСБ. Среди бенефициаров масштабной коррупционной схемы пострадавших нет.
Крымский Клондайк
Кто получит выгоду от нового мегапроекта.
Бунт идеальной жертвы
История Максима Блинкова, бросившего вызов Системе — судам и ФСБ.
Топ-менеджера МЖД задержали за аферу с Малым кольцом
Следователи и служба безопасности РЖД подозревают начальника инвестиционной службы Московской железной дороги Андрея Солдатенко и его подельников в хищении 122 млн рублей.
Закрома Родины: как бизнесмены работают с Росрезервом
Росрезерв — это государство в государстве, надежно скрытое от посторонних глаз завесой тайны. Как бизнес извлекает пользу из сотрудничества с одной из самых закрытых структур?
Лоббисты в зоне
Крупные корпорации используют ОЭЗ для сокращения налогов. 
С долгом наперевес
Когда для Игоря Зюзина наступит очередной "черный вторник".
На подъемнике: как обладатель Кубка СССР стал строителем горнолыжных курортов
Бывший член сборной СССР по слалому Дмитрий Новиков после завершения спортивной карьеры превратился в успешного господрядчика. Сохранит ли он первенство после Олимпиады?
Экономика госзаказов: правила игры меняются, но не для королей
Государство за прошедший год стало тратить денег на госзаказы меньше, но у крупнейших господрядчиков, многие из которых хорошо знакомы с Владимиром Путиным, пока все в порядке.
«Ликсутовцы» снова оскандалились
Вокруг «Аэроэкспресса» опять разразился скандал.
Отечественное кулуаростроительство
Строить стадионы к чемпионату мира по футболу-2018 будут компании, отобранные правительством в ручном режиме и за закрытыми дверями. 
За таможню обидно
Третья часть расследования Марата Хайруллина о ситуации, сложившейся в Федеральной таможенной службе.
Князь РЖД
Подобно удельному князю древней Руси Владимир Якунин правит вертикально интегрированной РЖД как наместник, поставленный «на кормление». 
Радость подозрения
Усилиями ФСБ на Курилах парализована служба предупреждения цунами. Она не работает с сентября прошлого года.
Счетная палата обнаружила завышение расходов при строительстве трассы Москва — Петербург
Обход Вышнего Волочка обошелся на 6,6 млрд дороже плана — его строит «Мостотрест», получивший контракт без конкурса; совладельцы компании — Аркадий и Игорь Ротенберги.